Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Каменский Сергей

Спор о летних каникулах

Должны ли они быть такими длинными?

Каникулы? Да зачем они вообще нужны?! Этот вопрос способен повергнуть в шок любого школьника. Но педагогические и родительские сайты в интернете настроены решительно: необходимость в столь долгих каникулах вызывает у взрослых серьезные сомнения и активные протесты

Лето отменяется?

Возражения против каникул выдвигаются на форумах сразу по нескольким пунктам.
Самый неопровержимый – только за один учебный год у школьников накапливается примерно 115 – 120 каникулярных дней: 92 – летом и еще около месяца осенью-зимой-весной. А за все годы обучения – почти 1200 дней. Нехитрые подсчеты – и вот он, итог: более трех лет школа пустует, дети – на каникулах.
Ярые противники каникул настаивают, что на самом деле в школьные годы от учебы отнимается не третья часть без малого, а гораздо больше времени.
После каждых каникул дети не сразу входят в учебный ритм, долго «раскачиваются» и на работу не настроены. Поэтому можно считать практически потерянными для полноценных занятий не меньше недели после осенних, зимних и весенних каникул, а также две, а то и три недели после огромных летних.
Если суммировать все потери, это еще полтора месяца ничегонеделания. К тому же за лето дети все-все забывают, и учителям приходится слишком много времени тратить на то, чтобы восстановить напрочь выкинутое учениками из головы.
Особая опасность, по мнению взрослых, кроется в бескрайнем времени летнего отдыха. Аргументы не новы: подростки надолго оказываются предоставленными самим себе, каникулы учат безделью и вседозволенности, контроля практически никакого. В результате у родителей волосы дыбом встают от их хулиганских выходок, а что делать, не знают.
И естественно, что на все робкие попытки психологов заверить, что ребенку надо же когда-то и отдохнуть, что он устал от школьных перегрузок, измученные родители возражают: «Если к учебному году добавить «выпавшие» четыре месяца и распределить занятия равномерно, то ежедневная нагрузка школьника снизится, поэтому и уставать он будет куда меньше, чем сейчас, и перегрузок не останется».
Вот и доказывай после этого, что у каникул есть свой сокровенный смысл и даже предназначение. Но специалисты Всероссийского детского центра «Орленок» решили не сдаваться и провели опрос отдыхавших в лагере ребят от 10 до 16 лет.
Вопрос был поставлен прямо: «Что такое для тебя летние каникулы?» Школьники с энтузиазмом откликнулись на предложение поговорить на любимую тему. Их самые типичные ответы сгруппировались всего в семь пунктов:
«Летние каникулы – это отдых от школы, учителей и одноклассников».
«Когда можно наконец делать все, что нравится».
«Когда усталость, накопившаяся за год, исчезает без следа и набираются новые силы».
«Когда не скучаешь, не страдаешь от двоек и унижений и находишь новых друзей».
«Это самостоятельность».
«И свобода! Особенно от учителей и родителей!»
Исследователи были честны и не ограничились опросом только крайне заинтересованных лиц. «В чем, на ваш взгляд, значение летних каникул для школьников?» – спросили они у педагогов. Учителя, разумеется, тут же представили желаемый идеал. Все четко, как по писаному: «Развитие творческого потенциала».
«Приобщение к социокультурным и образовательным ценностям».
«Совершенствование личностных возможностей».
«Вхождение в новую систему социальных связей».
«Воплощение собственных планов».
«Удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности».
«Развлечения, игры, свобода в выборе занятий».
«Разрядка накопившейся за год напряженности».
«Восполнение израсходованных сил».
«Восстановление здоровья».
Очевидно, что понимание смысла и важности каникул у взрослых и детей не совпало. И пересеклось лишь в нескольких пунктах, по сути, незначительных.

А когда же быть живым?

Специалисты «Орленка» не остались в стороне и предложили свою теорию спорной проблемы «Что же такое каникулы, зачем они нужны и почему так важны?».
Каникулы – это жизненно необходимая смена деятельности.
Что они дают? Встряску, тонус, ощущение себя живым. Снимают утомление и напряжение. Учат распоряжаться свободным временем и наслаждаться полетом фантазии.
Каникулы – это смена формы и сферы общения, личных связей, симпатий, пристрастий и увлечений.
Вот с кем общается ребенок в рамках ученической общности? С соседом по парте, с группой однокашников, навязанных случаем на долгие годы. А где же свобода выбора, где личные предпочтения? И только на каникулах – с кем хочешь, с другими, иными, разными. На любом уровне.
Каникулы – это смена стиля информации.
С обязательного, заданного, программного – на вольный. По душе, по интересу. Нет регламенту, даешь произвольность!
Каникулы – это продолжение учебно-воспитательного процесса.
Просто в ход идут иные технологии, иные источники информации для личностного развития.
Каникулы – это новая природная и социальная среда.
Море, солнце, свежий воздух, простор для движений, игры с новыми друзьями, приключения, состязания, песни у костра. Отстраняйся от всех забот, самовыражайся, ищи «нового себя». Без криков и одергиваний. Разве такое возможно на уроках в стенах школьного класса?!

Рейтинг@Mail.ru