Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Кудрявцев Владимир

Почему чужой бутерброд вкуснее?

Детям присуща тяга к «уличной», «недомашней» еде. Вспомните себя в детстве. Разве вам не встречались сверстники, которые, отвергая домашние разносолы, охотно ели в столовых, в кафе, в гостях, даже в детском саду и в школе? Это имеет не столько гастрономические, сколько психологические причины. Еда вне дома – это романтика. Маленького ребенка папа с мамой водят в выходные или на праздники в парк, в зоопарк, в кино, а заодно и в кафе – масса новых впечатлений, причем очень приятных. Еда в кафе закрепляется в детском сознании как маркер, как знак таких событий. Так было всегда, задолго до открытия первого московского «Макдо-
налдса».
Расскажу случай из советского времени. Мальчик обожал котлеты из «Кулинарии», те самые, три четверти хлеба к одной четверти сомнительного мяса. Его бабушка была мастерицей по части кулинарных изысков, но изыски были каждый день, и внук оставался к ним равнодушным. Как-то мальчик попросил купить любимые котлеты, чтобы взять их с собой в школу. Но именно в этот день котлет в «Кулинарии» не оказалось, и, чтобы не расстраивать внука, бабушка пошла на подмену: в пакет, похожий на тот, который приносили из «Кулинарии», положила свои котлеты из стопроцентного парного мяса. Внук подмены не заметил, съел котлеты с привычным аппетитом. Чем вам не эффект «Макдоналдса»?
Не так давно американские психологи задались целью определить степень влияния разрекламированных брендов на пищевые предпочтения детей. Им предлагали два набора абсолютно одинаковых блюд. Но один из них имел обычный вид: гамбургер в простой бумажке, наггетсы – в коробке, молоко – в чашке, а другой – фирменный, который придавала ему упаковка из «Макдоналдса». После трапезы детей спросили: какая еда вкуснее? Как и следовало ожидать, ответили: из «Макдоналдса». Более того, самая обыкновенная морковка, но с фирменной отметиной «М» на бумажке понравилась больше.
И все же романтика еды вне дома к брендам не сводима. Временно оставляя свой дом, ребенок чувствует себя самостоятельным, наделенным новыми правами. Он демонстрирует эти качества, в том числе – в выборе еды. Думаю, процедуру эксперимента американских психологов следовало бы модифицировать: к «обычным» и «фирменным» продуктам добавить другие, в более скромной, минималистской упаковке несуществующей «фирмы». Тогда бы стало ясно, где здесь срабатывает специфически брендовый эффект, а где просто эффект еды вне дома.
Не «Макдоналдс» – проблема. Он-то как раз потчует посетителей добротной и качественной пищей, сырье для которой выращивается специально, это неоднократно подтверждалось независимыми экспертами. Эта пища вызывает привыкание и ожирение? А кто заставляет вкушать ее ежедневно или даже по нескольку раз на дню? Не верить же в нелепости вроде того, что в гамбургеры или в колу злонамеренные изготовители подкладывают наркотические вещества, вызывающие привыкание?
Что касается ожирения – это болезнь современной «кнопочной» цивилизации в целом. Человек очень быстро привыкает к угодничеству кнопок и перестает думать. Даже там, где нужно думать, ибо набор кнопок исчерпан. Проблема питания – тот самый случай.

Рейтинг@Mail.ru