Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Куприянов Борис

Летний лагерь как символическое пространство

В нем значимые события детской жизни обретают другой объем

Самые длинные каникулы близятся к концу, оставляя за собой шлейф впечатлений, воспоминаний и самое главное – открытий в области летней педагогики. Ведь только в это время мы можем «в естественной среде обитания» наблюдать неожиданные грани детских характеров, особенности ребячьих сообществ.
Например, практически в любой детской группе во время поездок, походов, в лагерях в течение нескольких вечеров из ниоткуда возникают смешные, трогательные, а иногда и страшноватые мифы, приметы и магические ритуалы. Между прочим, без всякого вмешательства взрослых, которые не очень-то и интересуются этой частью детской субкультуры.
А зря. Подобные наблюдения и педагогические размышления помогут понять истинные потребности ребенка, узнать о его затаенных страхах и проблемах. Для того чтобы научиться видеть за смешными детскими приметами и небылицами существенный педагогический ресурс, включить детскую мифологию в практику воспитания, можно обратиться к опыту педагогов из Всероссийского детского центра «Орленок».

Миф входит в жизнь практически любого детско-взрослого сообщества. В «Орленке» детская мифология включает не только легенды, но и песни, стихи, визуальные символы (сооружения, памятники, изображения). Что интересно, многие тексты, возникшие независимо от орлятской жизни, органично вплелись в знаково-символический план детской жизни.
Вообще местную мифологию можно разделить на три пласта в зависимости от того, где возникли легенды, песни и обычаи, прижившиеся потом в детском сообществе.
Некоторую часть текстов можно отнести к официально-идеологическим. В той или иной степени они присутствуют в любом детском лагере. Иногда в «детскую народную» мифологию входят сказки и истории из-за пределов лагеря. Так, народные и авторские, кавказские и моряцкие, волшебные сказки, притчи, рассказы, случайно попавшие в «Орленок», вошли в резонанс с реалиями детско-взрослого сообщества. И конечно, есть множество легенд, родившихся в самом лагере.
Каждый из пластов можно представить себе в виде солнышка, где от ценностного ядра отходят пять лучей – пять групп символов, поддерживающих, подкрепляющих друг друга:
– словесные (девиз, название, имя),
– предметные (знамя, форма, нагрудный знак),
– действенные (ритуалы),
– музыкальные (мелодии, сигналы),
– изобразительные (рисунки).
Например, легенде о трех каменных цветах соответствует и своеобразный ритуал загадывания желаний – нужно взяться за один из каменных цветов, закрыть глаза и загадать желание. Держась за маленький цветок, загадываешь желание для себя, за средний по размеру – для близких и родных, за самый большой цветок – желание для всего человечества.
Вообще в «Орленке» как-то по-особому много мест, где согласно легендам можно загадывать желания.
В этом, наверное, в полной мере проявляется еще один секрет орлятской педагогики – опора на особенность детского сознания, его мифологичность, которая ярко проявляется в «детской магии», окультуренной педагогами.
Тема юношеской любви, романтической и робкой, нашла отражение в легендах об одинокой сосне и ступеньке на звездной лестнице с надписью «Я тебя люблю!».
Еще одна тема, актуальная для каждого дружного сообщества, – расставание. Символикой прощания означены в «Орленке» места, с которыми тоже связаны легенды – «Площадь слез», «Лестница, ведущая в никуда». Хороший воспитатель в момент прощания постарается сделать так, чтобы расставание с лагерем, друзьями переросло в экзистенциальную тему понимания жизни как череды встреч и расставаний, неповторимости каждого мига, уникальности каждой встречи. Точно так же можно при помощи мифологии включать в культурный контекст любое значимое событие детской жизни.
Больше того, понимая глубину и потенциальную силу воздействия символики, возможно проектировать и конструировать пласты мифологии современного воспитания. Думаю, что у этого призыва найдутся противники, которые сочтут, что в использовании символики много несвободы, навязывания значений, идей и отношений.
Что им ответить? Думаю, что та или иная мифология все равно возникнет. Не хотелось бы, чтобы, пустив на самотек формирование воспитательных пространств, мы ужаснулись тому, что увидели.

Рейтинг@Mail.ru