Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ


Чегодаева Нина

Готовимся к школьному турслету!

Первый этап – создаем команду инструкторов

Во многих школах учебный год традиционно начинается с общешкольного турслета. Это одно из событий, объединяющих школу. На турслете каждый имеет шанс проявить себя, изменить устоявшийся в классе имидж. Наконец, турслет – образовательная ситуация, в которой отрабатываются навыки основ безопасности жизни. Подобное грандиозное мероприятие требует от педагогов огромных организационных усилий. Хорошо, когда находятся помощники из числа старшеклассников. Их обычно называют инструкторами. Громкий титул. Увы, не всегда оправданный. Чтобы ребята стали полноправными участниками события, им надо помочь приобрести определенные навыки. Именно поэтому разумно накануне турслета провести «школу инструкторов». Краткий курс туристической подготовки сформирует умелую, сплоченную команду.

Собираем желающих

Если в школе кипит туристическая жизнь, ребята ходят в походы, отправляются в далекие экспедиции; если о поездке на турслет ученики мечтают еще с весны, то с набором в школу инструкторов проблем не возникнет. На первом сборе энтузиастов (желательно хотя бы за несколько недель до выезда) педагоги-организаторы рассказывают об основных идеях, предлагают разбиться на команды. Их задача сейчас – заинтересовать детей, дать им представление о том, что будет происходить, а также понять, что будущим инструкторам важно, что интересно, на что есть запрос. Задача второго сбора – совместная деятельность в командах, это шанс научиться договариваться, принимать мнение других людей и отстаивать свое. Задача третьего сбора – окончательно определить состав команд, проверить готовность снаряжения, провести инструктаж по технике безопасности.
Еще на первом общем сборе учителя спросили ребят, нужен ли им взрослый в команде. Ребята попросили дать им возможность пожить самостоятельно. А если у какой-нибудь команды возникнут сложности, она обратится за помощью к педагогам. Как потом выяснилось, и ребята не торопились просить советов, и взрослые не на каждый зов бросались со всех ног.
Итак, 28 ребят, с 6-го по 10 класс, отправляются в лес в сопровождении пяти учителей. Из ребят сформированы 4 разновозрастные команды, по 6–8 человек в каждой. Детские команды живут отдельными лагерями (свои палатки, костер, питание, дежурные) без взрослых. В каждой команде есть командир, завпит (отвечает за еду) и завснар (отвечает за снаряжение). У взрослых тоже свой лагерь, но без костра. Взрослым некогда готовить – они проводят тренировки, мастер-классы. Поэтому ребята приглашают их к себе на завтрак-обед-ужин.
Каждый день насыщен до предела: две тренировки по 3,5 часа (обязательно) и мастер-класс (по желанию). Вечером – общее дело (вечер песни или защита проекта следующего турслета), за которое отвечает одна из команд.

Работа с командирами

Успех деятельности команды во многом зависит от командиров. Поэтому работу с ними стоит начать заблаговременно. Среди предотъездных хлопот важно найти время, чтобы собрать командиров и обсудить, в чем состоят их функции и задачи. Список получится внушительный: передача информации от штаба (педагогов) к команде и обратно (состояние здоровья, усталость, настроение, эффективность деятельности, связь с родителями, состояние снаряжения, дежурство, возникающие проблемы), полная ответственность за все происходящее в команде, сбор снаряжения, питание… Что ж, самостоятельность – так по-настоящему.
На своем первом сборе командиры приняли первое важное решение: на инструкторской школе не будет соревнований между командами, не будет выигравших и проигравших, не будет системы штрафов, зато будет система поощрений, бонусов. И каждый день на стенде посреди поляны свежая информация о личных достижениях и достижениях команды. Кому интересно, сможет себя сравнить с другими.

Работа с завпитами

Учителя помогли завпитам составить общую продуктовую раскладку – на всех. А кормилась каждая команда отдельно. Все продукты на поляне сложили в продуктовую палатку, куда войти мог каждый. Но ничего не пропадало. Завпиты умудрялись договориться друг с другом, кто сколько берет из общих продуктов. Но так как меню у каждой команды было свое, то продукты расходовались неравномерно. И вот ЧП: накануне последнего дня выяснилось – кончились крупы. На завтрак готовить нечего.
– Что делать? – прибежали дети к педагогам.
– Решайте сами, все было рассчитано, – ответили учителя и отказались срочно ехать в город докупать продукты.
Завпиты долго совещались, потом пошли по лагерю. Оказалось, не слишком аккуратные дежурные набирали продукты про запас и ленились вернуть излишки в продуктовую палатку. Так собралось некоторое количество разномастных круп. Команда по спасению от голода честно поделила все по-братски. Завтраки получились изысканными, например, гречнево-рисовая каша или пшенно-гречневая. И даже суповой коктейль из оставшихся пакетиков. Зато проблему ребята решили самостоятельно.

Содержание тренировок

Для тренировок были отобраны темы, которые, судя по опросам, интересовали ребят, а главное, могли пригодиться при организации общешкольного турслета: работа с веревкой, ориентирование на местности, медицина, экология, байдарочная техника. На стенде повесили список умений и знаний, которые должны появиться у каждого участника к концу инструкторской школы. Вот несколько примеров.
Веревочная техника: уметь одеть собранную обвязку на себя и на другого человека, завязывать восемь основных узлов, натягивать веревку, организовывать полиспаст, переправляться по веревке, переправлять груз, страховать разными способами, организовать спуск, подъем, сдернуть веревку, поставить веревочный этап на турслете и провести судейство.
Ориентирование: сориентировать карту на местности, прочитать ее, определить свое положение и направление движения, построить полигон на местности, организовать и провести соответствующий этап на турслете.
Помимо обязательных тренировок желающие могли прийти на мастер-класс, чтобы научиться работать с рацией, играть на гитаре, освоить навыки скалолазания, а также узнать, как правильно колоть дрова, укладывать рюкзак и даже мыть посуду. Эти темы возникли как ответ на запросы детей, в том числе по решению насущных бытовых проблем.
На второй день на совете командиров было сказано, что в группах возникает напряжение из-за грязной посуды: дежурные не хотят ее мыть, командиры делают замечания – неприятно. Дежурные отлынивали от своих обязанностей не со зла, просто они не умели быстро помыть шесть тарелок при условии, что река расположена довольно далеко, берег крутой, холодная вода не смывает жир, а если берешь моющее средство, то и оно остается на тарелках. В итоге ребята тратили на пустяковую бытовую проблему целый час, не успевали отдохнуть, опаздывали на тренировки.
Тогда опытный турист организовал мастер-класс по экономичному, быстрому и эффективному мытью посуды: в кане с теплой водой. Самое интересное, что далеко не все захотели воспользоваться продемонстрированным способом. Кто-то по-прежнему бегал к речке. Но больше неприятностей с посудой не было.

Ноу-хау

Самостоятельная жизнь, реально существующие проблемы побуждали ребят самостоятельно что-то изобретать, придумывать.
В первые 30 минут после приезда выяснилось, что одна из команд забыла костровой тросик. Сначала растеряхи попытались отобрать чужой тросик, у соседей – не вышло. Все команды достойно защитили свое имущество. Значит, будем думать. Варианты предлагались разные – готовить на чурбаках, держать кан в руках, пока каша не сварится, сделать рогулины из веток. Пока готовился первый обед, стало очевидно, что ни один вариант не годится. Пошли бродить задумчиво по лесу. Благо в лесах наших столько полезных вещей валяется! В данном случае подобрали железный прут с крючками (бывшую вешалку), старый железный стул и сделали таганок всем на зависть.
К концу первого дня кончилась привозная питьевая вода. Каждая команда попыталась использовать знания, полученные на занятиях по экологии, чтобы соорудить фильтр. С большим или меньшим успехом это удалось всем. Но одна группа сумела создать такой компактный и высокопроизводительный прибор, что им потом пользовались все по очереди, и вода выходила удивительно чистая, лучше покупной. Взрослые тоже такого никогда не видели. Теперь взяли на заметку. А всего-то понадобилось: две большие пластиковые бутылки, вата, бинты, мох и уголь из костра.
Еще одно изобретение родилось из комичной ситуации. Приходит одна команда к взрослым и говорит:
– Мы пьем чай без сахара.
– Почему?
– Потому что когда мы пытаемся насыпать сахар в кружку (а сахар был в пятилитровых бутылках), то сыплется очень много. Такой сладкий чай пить невозможно.
– А вы пробовали ложкой достать?
– Пробовали, но это очень неудобно.
Взрослые помогли сформулировать дилемму: либо пьете и дальше чай без сахара, либо что-нибудь придумываете. На следующий день на утренней линейке ребята гордо продемонстрировали новый дозатор: в пластиковой бутылке 0,25 л прорезали щель недалеко от горлышка и вставили перегородку, вырезанную из другой бутылки. Убираешь перегородку, переворачиваешь бутылку – сахар сыплется в горлышко, задвигаешь перегородку, откручиваешь крышечку – в чай высыпается небольшое количество сахара. Теперь весь лагерь пил в меру сладкий чай.

Последний день

Проверяем, что каждый инструктор понял, чему научился. Сначала индивидуальный зачет: узлы, одевание обвязки, измерение азимута и расстояния, поиск воды, медицинский тест, сбор рюкзака. Затем командная игра – сбор в поход. У каждого игрока в группе своя задача. Медики собирают аптечку, оценивается полнота комплекта. Задача штурмана – разработать маршрут, сделать его максимально коротким и эффективным, просчитать расстояние по карте. Дежурный должен сложить костер и вскипятить на нем 2 литра воды для перекуса перед выходом команды на маршрут. Завпит готовит перекус и бутерброды в дорогу, завснар собирает групповое снаряжение.
Затем группы уходят на маршрут (ребята отказались от сопровождения взрослых). Поход – лучшая форма экзамена. Одна группа заблудилась. Ребята несколько раз обсуждали, звонить ли учителям (сотовые телефоны были в каждой команде) или все же попытаться найти путь самостоятельно. Они несколько раз возвращались на место, откуда потеряли дорогу, снова и снова разглядывали карту и вышли в конце концов на поляну слета без посторонней помощи.

Подведем итоги

Ребята провели неделю в особой атмосфере. Они отмечали: «Не нужно было никого заставлять что-то делать». Это ценный опыт такого отношения к делу, когда каждый выполняет свою работу и в то же время удерживает общее пространство, чувствует себя ответственным за конечный результат.
В последний вечер на конкурсе проектов сложился образ ближайшего турслета. И сразу было понятно, кто из ребят какой этап может полностью подготовить без всякого вмешательства педагогов. Особенно приятно, что в победившем проекте вместо традиционной раздачи призовых мест предусмотрена оригинальная и дружелюбная схема подведения итогов. На каждом этапе команда набирает бонусные минуты. А в конце организует переправу призовых яблок и тортов с «чужого» берега реки на свой, пока не кончится запас заработанного времени. Всем достается награда, а кому больше, кому меньше – это уж как получится.
Школа инструкторов стала настоящей школой, в которой ребенок занимает субъектную позицию по отношению к образовательному процессу: он сам придумывает, как все будет происходить – сам и осуществляет. Он становится полноправным автором идеи на всех этапах – от задумки до реализации.

Рейтинг@Mail.ru