Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Миронова Юлия

Зимний сад под школьной крышей

Он может стать еще одним образовательным пространством

В последние недели перед новым учебным годом педагоги с новыми силами принимаются за обустройство кабинетов, стараются сделать их функциональными и уютными. Нет, наверное, школы, где хотя бы на двух-трех подоконниках не стояли комнатные растения. А если «хозяйка» кабинета увлечена цветоводством, то класс превращается в подобие маленького зимнего сада. Есть и примеры устройства настоящих зимних садов в школах. Например, в московской школе № 2006 – обычной, расположенной на окраине города в так называемом спальном районе. Строилась она по типовому проекту. Просто учительнице биологии, Юлии Мироновой, удалось заразить своим энтузиазмом администрацию школы и убедить всех в том, что на крыше перехода между корпусами хорошо бы обустроить специальное помещение. С тех пор зимний сад стал своеобразным брендом школы.
Сегодня автор идеи – а также главный агроном, научный работник и подсобный рабочий в одном лице – делится с коллегами своим опытом.

И уму, и сердцу

Как для всякого необязательного для школы дела, для обустройства и поддержания зимнего сада нужен прежде всего энтузиаст. Ни высокая ставка, ни большое количество помощников не обеспечат того же результата, который достигается любовью и увлеченностью. Поэтому если среди учителей есть такой «фанат» цветоводства, школе стоит поддержать его усилия и найти возможность обеспечить его самым необходимым. Ведь несмотря на финансовое неблагополучие многих школ, десятки из них умудряются поддерживать работу спортивных клубов, оборудовать театральные студии и спортзалы, которые становятся естественными центрами жизни учеников и учителей. Ничем не хуже в этом отношении зимний сад.
В практике нашей школы здесь проходят уроки биологии, географии, кружка по цветоводству, изостудии; учителя начальных классов приводят ребят для иллюстрации знаний о природных зонах. Ведь о природных объектах здесь можно рассказать гораздо доступнее, живее и увлекательнее, чем когда объясняешь на пальцах или демонстрируешь фильмы. Повседневная забота о растениях и возможность любоваться ими, лакомиться плодами (виноград в нашем саду поспевает уже к концу мая) делают экологическое воспитание реальным в отличие от тех случаев, когда оно строится лишь на отстраненных знаниях.
На переменах дети и учителя приходят просто посидеть в тишине, сбросить напряжение. Не нужно забывать о том, что современные городские дети, которым твердят об экологии и охране природы, с этой самой природой практически не соприкасаются. Учителя, кстати, тоже. Например, для коллег было настоящим открытием цветение кофейного дерева. Они, конечно, понимают, что кофе не растет прямо в банках, но искренне удивляются, что цветы этого растения пахнут совсем не так, как их любимый напиток.
Сейчас много внимания уделяется профориентации. Зимний сад и здесь может стать хорошим ресурсом. Профессии озеленителя, фитодизайнера, флориста, декоратора сейчас очень популярны, а люди, разбирающиеся в растениях, востребованы на рынке труда. К тому же это еще одна область раскрытия детских талантов. Довольно часто не очень успешные в общеобразовательных предметах ребята удивительно хорошо чувствуют растения и умеют с ними обращаться.
В то же время зимний сад может дать и интересный материал для исследовательской работы. В нашей школе, например, проводилось исследование взаимного влияния растений. В результате мы с ребятами выделили несколько наиболее удачных пар пряно-ароматических растений: лавр и мята, лавр и хлорофитум, кардамон и хлорофитум, мирт и хлорофитум, мирт и традесканция, кофе и офиопогон, розмарин и традесканция, цитронелла и традесканция, бриофиллиум и мята, бриофиллиум и хлорофитум. Все эти растения не только положительно влияют на рост и состояние друг друга, но и обладают антимикробным действием, очищают и увлажняют воздух. Подбирая подобные пары, нужно учитывать их декоративные свойства, схожие потребности в освещенности, поливе, температурном режиме, принципы биоразнообразия и помнить о безопасности (некоторые растения ядовиты или вызывают аллергию).

Тропики – в соседнем классе…

Планируя организовать в школе подобное пространство, не обязательно ориентироваться только на специально выстроенное помещение. Под зимний сад можно переоборудовать и уже имеющееся помещение. Оно должно быть не менее 20 м (кв) и высотой 4–4,5 м. Главное условие – достаточная освещенность (8–9 часов в сутки). Впрочем, небольшой дефицит света можно компенсировать специальными лампами для подсветки растений, а влажность – регулировать с помощью специальных приборов. Еще одно необходимое условие – подведенная в помещение холодная вода. Для удобства полива лучше всего использовать шланг с пистолетом (устройством, перекрывающим воду).
Хорошо, если вы сможете полностью контролировать температуру и влажность в помещении. Если же в зимний период здесь будет прохладно, сократите полив: сухую зимовку растения переносят лучше.
Располагать коллекцию лучше по зонам произрастания: тропики–субтропики, умеренная зона, пустыня–полупустыня.

…а потом и в коридорах

Притягательность зимнего сада настолько велика, что идея цветоводства постепенно овладевает практически всей школой. Зеленые зоны можно устраивать не только в кабинетах, где растения лучше располагать на специальных, хорошо закрепленных подставках, а не на подоконниках (чтобы не ухудшать освещенности класса). Выбирая растения для любого школьного помещения, нужно прежде всего учитывать, на какую сторону света выходят окна. Крупномерные растения в больших ящиках хорошо использовать для оборудования островков зелени в укромных уголках, где нет интенсивного движения на переменах. Если поставить рядом небольшие диванчики, они станут любимыми местами отдыха. А растения будут радовать глаз и аэрировать воздух, насыщать его фитонцидами.

Рейтинг@Mail.ru