С установкой на лидерство...
По следам летних образовательных практик учителей
Летом многие педагоги учатся, благо заманчивых предложений хоть отбавляй. Можно совместить отдых у моря и учебу, учебу и подработку, учебу и туризм – всюду гарантировано получение сертификата о повышении квалификации. И всюду – актуально звучащие, многообещающие названия курсов: «Как стать успешным», «Пять шагов к лидерству», «Секреты креативности» и прочее, прочее.
Понятно: если качество жизни определяется в терминах материального достатка, качество образования –
в достижениях, а качество труда педагога – количеством страниц в его портфолио, то «какой же ты умный,
раз у тебя ничего нет».
Современные учителя охотно берут уроки у психологов, экономистов, менеджеров, бизнес-тренеров. Они не прочь перенять смежный опыт. Но лишь частично. Защищаясь от негативных тенденций. Продолжая полагать, что знание, желание, любовь к работе – важнейшие критерии ее качества.
Разыгрывание роли
К каким психологическим тренингам ни прислушаешься – всюду изучаются приемы и хитрости общения с людьми. Как обращаться, куда смотреть, за чем следить: «Нельзя идти навстречу сомнительным замечаниям и предложениям… Человек, ребенок – все просто люди, у всех есть слабые места… Самый сладкий для человека звук – его имя». Впечатление такое, что именно успешные манипуляции определяют качество профессионального общения.
Содержательное наполнение значения не имеет. В этом можно было убедиться во время тренировочных упражнений на одном из подобных семинаров. Например, упражнение «Дебаты». Люди получают листочки с «позициями»: одна про то, что истоки фашизма социальные, другая про то, что фашизм соприроден человеку. Им говорят: «Темы взяты произвольно, не зацикливайтесь на содержании. Вам надо убедить оппонента в правильности доставшегося тезиса». Разумеется, спорщикам было не до истинности написанного на бумаге утверждения. Оценивалось «мастерство»: сила голоса, задор, лаконичность высказываний, умение подавить чужое мнение. Зрелище, надо сказать, азартное, особенно в контексте заданной темы.
Тактические раздумья
О чем думают те, кто проводит такие тренинги? Об их огромной востребованности. А что привлекает к ним педагогов-участников? Подтверждение искусственно раздуваемых установок на лидерство, на успешность. Здесь обещают помочь каждому стать первым. Учат добиваться результатов быстро и с наименьшими затратами: «Чем корпеть над умными книгами и проектами, займитесь наблюдениями. Взгляните на руководителей, коллег, учеников их глазами, встаньте на их точку зрения и поймите, чего они хотят. Поняли? Значит, теперь все, что бы вы ни сделали, будет хорошо».
В самом деле, убираем конфликт интересов (а это производное от свободной воли индивидуальности) – и никакой этики уже не нужно. Нет индивидуальности – нет непонимания. Хорошо то, что хорошо для значимых людей из твоего окружения. Индивидуальная этика, этика обращения с самим собой, тоже не нужна. Она только помешает осваивать «Методы психологического воздействия на родителей и детей старшего школьного возраста» (название мастер-класса).
«Сейчас это будет слышно
наглядно»
Учителя на таких занятиях порой пожимают плечами и переглядываются: «Надо же, бизнес-тренер, а нам все понятно, никаких умных слов и сложных мыслей». Действительно, чего уж проще: «Человеком движут инстинкты и мотивы; вот вам миллион, во что будете инвестировать? В ценные бумаги, в сырьевиков, в недвижимость?»
Кто-то предложил: в образование. Кто-то – в свою семью. Было предложение – в свободу. Было – в культуру. Ответ ведущего: «Смешно! Культура, свобода… это должно само родиться». И лидерскую фишку получает тот, кто сказал: «Да уж, на нравственности далеко не уедешь».
По недолгом размышлении договорились: вкладываться надо в формирование имиджа. Ведь люди видят не то, что есть на самом деле, они не опускаются до этого. Видят образ, а образ формируется искусственно. Так что за дело! «Сначала, – призывает ведущий, – поговорим об особенностях имиджа учителя. Что мы хотим из себя представлять? Как предпочитаем выглядеть в глазах окружающих?»
Но не все загораются: «Господи, а читать-решать когда? Или это не входит в имидж?»
Все та же tabula rasa
Педагогический принцип «чистой доски» чрезвычайно популярен в обучении учителей. Первым делом стараются стереть из сознания все, что к делу не относится: «Нет той страны, где вы родились, нет той школы, где вы учились, – ничего нет! Надо заново строить себя, школу, страну. С чего начнете?»
Разумеется, фишку лидера не получить тому, кто за восстановление связи времен и сохранение вечных ценностей. Правильно для лидера – поспешить прибрать к рукам ресурсы, материальные и человеческие. Из человеческих же главный – если кто не знает – молодежь. И действительно, только самый молодой участник правильно подошел к решению предложенной парадоксальной задачи. Предположил, что в обществе, характеристики которого меняются каждый день, выгоднее всего вкладываться в еду: «Потребность в пище неотменима, пусть ты сегодня у компьютера проснулся, а завтра – в первобытной пещере».
Экономист говорит: «Браво!» Педагоги морщат лоб: уж очень примитивно, даже вульгарно как-то получается. Все-таки речь идет о людях, как не учитывать их человеческие потребности? Или это теперь тоже лишнее?
Лилипуты или Гулливеры?
«Нас ориентировали на людей попроще», – признавались ведущие. И все же тем из участников, кто в самых разных игровых ситуациях упорно настаивал на первостепенной важности образования, приходилось туго. Им отвечали: «Вкладываться в образование – это в никуда». Или так: «В образование – это во все сразу, вы неконкретно мыслите. То ли дело реклама, она формирует общие ценности. Или коммуникация, соединение людей, важный механизм общественной жизни. И конечно, главная социальная система, экономика. Меняется она – меняется человек. А что такое образование? Ни то ни се».
Как ни убедительно звучит, а чувствуется: не то. Как ни манят педагогов заняться менеджментом, имиджем, рейтингами, мониторингами, моделированием и прочими повышающими личностную эффективность штуками, а дальше любопытства у большинства дело не идет.
И это счастье, что сами учителя, осмысливая ситуацию как критическую, продолжают удерживать главную опору профессии – безусловную веру в смысл и ценность работы с детьми.