ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Высшее образование
Вузам нужны профессиональные стандарты и экономическая поддержка
Профессиональные стандарты для высшего образования, налоговые льготы вузам и образовательные кредиты – три эти темы обсуждались летом на «круглых столах» с участием депутатов Думы, представителей Министерства образования и науки, ректоров и экспертов.
Как преодолеть дефицит кадров?
В июле состоялось заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), на котором представители крупных промышленных корпораций обсуждали пути преодоления кадрового дефицита.
По словам президента РСПП Александра Шохина, нехватка рабочей силы препятствует экономическому росту и решению тех амбициозных задач, которые поставлены правительством в долгосрочной программе развития России до 2020 года.
Какой вклад могут внести работодатели и представители бизнеса в решение этих проблем?
В числе первостепенных задач – разработка профессиональных стандартов для вузов и ссузов. В настоящее время утверждены стандарты только для общественного питания, гостиничного бизнеса, информационных технологий. Нормативные документы еще для 15 отраслей находятся в процессе создания.
Как считает генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, главная трудность заключается в нехватке специалистов, способных грамотно составить стандарты. Поэтому необходимо организовать семинары для представителей бизнеса, занятых их разработкой.
Но, как выяснилось, дело не только в человеческом факторе, но и в необходимости учитывать быстрые изменения, происходящие в системе образования и в экономике страны.
По свидетельству директора департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации Аллы Вучкович, «авиация и другие отрасли находятся в стадии реструктуризации и бурного роста после долгого застоя, поэтому мы вынуждены делать профес-
сиональные стандарты «с колес», одновременно меняя бизнес-процессы».
По словам А.Вучкович, выпускников российских авиационных вузов приходится учить не только навыкам работы в условиях конкретного предприятия, но и конструированию самолетов – тому, чему их должны были научить в вузе.
В среднем доучивать молодых специалистов в условиях современного предприятия приходится от 3 до 5 лет, поэтому работодателям крайне невыгодно тратить время и деньги на тех, кто не задерживается на одном месте.
В связи с этим представители бизнеса намерены обсудить вопрос о законодательном закреплении молодых специалистов на предприятиях, предлагая различные варианты решения этого вопроса – от возврата к системе обязательного распределения до взыскания материального ущерба с тех, кого одолевает «охота к перемене мест».
Налоговые льготы как стимул
к развитию
Налоговые льготы для системы образования стали главной темой заседания экспертного совета по негосударственному сектору образования при профильном комитете Госдумы (руководит экспертным советом депутат Олег Смолин).
Разработчики новых законодательных инициатив аргументировали свою позицию тем, что «с фискальными функциями налогообложения у нас все обстоит хорошо, а вот со стимулирующими – плохо». В этой связи они считают необходимым внести поправки в Налоговый кодекс РФ.
Так, предлагается освободить от налогов имущество и землю, принадлежащие образовательным учреждениям, а также предоставить налоговые льготы предприятиям, вкладывающим деньги в образование.
В процессе обсуждения были сформулированы и более кардинальные меры: освобождение от налогообложения любой прибыли образовательных учреждений, если она реинвестируется в образовательный процесс. Такой порядок был прописан в первой редакции Закона «Об образовании» от 1992 года, но на практике он не выполнялся.
По мнению некоторых членов экспертного совета, лучше принять системные меры – вообще освободить образовательные учреждения от налогов.
Олег Смолин выразил готовность поддержать такие законодательные инициативы, несмотря на возражения, что шансы на их принятие равны нулю.
Свою позицию депутат обосновал тем, что за рубежом существует широкая система налоговых льгот для образовательных учреждений.
В России же еще в 2002 году на съезде ректоров Президент РФ В.Путин дал поручение разработать систему льготного налогообложения учреждений образования и науки. Однако это поручение так и осталось невыполненным.
Поэтому на экспертном совете было принято решение действовать по двум сценариям: оптимистическому, предусматривающему освобождение образовательных учреждений от всех налогов, и реалистическому, предполагающему «точечные» меры, в числе которых первостепенное значение имеют налоговые льготы на имущество и землю.
Дело в том, что до 1 января 2006 года образовательные учреждения были полностью освобождены от этого вида налогов, а их введение стало прямым следствием принятия печально известного
122-го закона.
Налоговые отчисления за имущество и землю поступают в местные бюджеты. Руководители некоторых регионов (Москва, Томская область) полностью освободили вузы от этих налогов, в ряде территорий ввели пониженные льготные ставки. Но позитивные примеры – скорее исключение из правила, поскольку в большинстве случаев вузы обязаны выплачивать эти налоги в полном объеме, а иногда местные власти умышленно их завышают.
Причем если государственным вузам расходы на эти цели компенсируются из федерального бюджета (о подробностях этой процедуры чуть ниже), то негосударственные вынуждены выплачивать эти деньги, что называется, из собственного кармана.
Как считает ректор Российского нового университета и руководитель Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов, налогообложение для негосударственных вузов стало удавкой. По его словам, практически все негосударственные вузы, которые имеют собственность, не в состоянии свести концы с концами и вынуждены брать кредиты.
Но и механизм налоговых компенсаций для государственных вузов работает плохо. Ректоры обвиняют в этом Федеральное агентство по образованию (Рособразование), в ведении которого находятся федеральные вузы. А чиновники в свою очередь обвиняют вузы в том, что те затягивают оформление документов на имущество и землю, в соответствии с которыми Минфин определяет размер компенсаций.
Но даже если документы подготовлены вовремя, вузы вынуждены подолгу ждать положенных им средств из федерального бюджета, а вследствие задержек на платежи «нарастают» пени и штрафы.
Дошло до того, что некоторые государственные вузы, махнув рукой на обещанные компенсации, выплачивают налоги из собственных заработанных средств.
Против налогов на имущество и землю выступает Российский союз ректоров, глава которого Виктор Садовничий неоднократно обращался с соответствующими письмами в Минфин и лично к президенту страны. Однако эти просьбы были проигнорированы.
Несмотря на несовершенный механизм возмещения налогов на имущество и землю, Олег Смолин порекомендовал членам экспертного совета наряду с полной отменой этих налогов разработать «запасной» вариант, предусматривающий компенсацию этих налогов для негосударственных вузов из федерального бюджета – по аналогии с государственными вузами.
Образовательный кредит
не массовый продукт?
На пресс-конференции в МГТУ им. Баумана обсуждался ход эксперимента по государственной поддержке образовательных кредитов, который начался 1 февраля 2008 года.
По условиям эксперимента студенты могут воспользоваться кредитом на оплату основного и дополнительного образования, а также на сопутствующие обучению расходы. Кредит будет предоставляться без залога, по ставке не выше 10% годовых и с отсрочкой погашения задолженности на период обучения.
Первый взнос заемщик обязан выплатить лишь через три месяца после окончания учебы. Считается, что за это время молодой специалист найдет работу.
Ответственность за возврат кредита делится между заемщиком и поручителем – юридическим лицом. В свою очередь государство в случае частичного невозврата долгов гарантирует поручителям поддержку в размере до 10% от всей суммы предоставленных ими кредитов.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию эксперимента, составит 590,8 млн рублей. Апробация новой модели образовательного кредитования продлится до 2010 года.
В конце марта 2008 года приказом
Рособразования был утвержден перечень из 112 вузов, изъявивших желание принять участие в нововведении.
Что касается поручителей, список которых был утвержден в конце апреля, то желание участвовать в эксперименте изъявили восемь организаций, в числе которых ОАО «Главмосстрой», ОАО «Электропривод» (г. Киров) и компания «Крейн», по инициативе которой был начат эксперимент.
Именно она стала первопроходцем в деле освоения новой модели образовательного кредитования в рамках программы «Кредо». Программа действует с 2004 года, и за это время в ней приняли участие 3500 студентов 21 ведущего вуза страны.
За время проведения эксперимента компания «Крейн» планирует предоставить поручительство по 9300 кредитам. А остальные семь организаций-поручителей, по прогнозам экспертов, – лишь несколько десятков.
Комментируя эти факты, заместитель генерального директора «Крейна» Алексей Кокурин констатировал, что «у вузов есть интерес к эксперименту и необходимость участвовать в нем, а представителям бизнеса скорее всего не показались привлекательными условия его проведения».
Насколько новый вид кредитования будет интересен самим студентам?
Представители Минобрнауки пока осторожны в оценках. Предсказывая достаточно высокий спрос на сопутствующие кредиты, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Виктор Русаков в то же время подчеркнул: «Мы не стремимся создать возможности взять кредит для всех желающих. Это не массовый продукт, такой кредит возьмут очень динамичные, продвинутые люди и наиболее успешные студенты».
Впрочем, по общему мнению, первый год эксперимента нельзя назвать показательным. С целью выявления проблем и недостатков планируется проводить регулярный мониторинг его реализации. А в 2010 году по итогам эксперимента будет принят закон, который установит условия кредитования для всех вузов.