Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Ветров Максим

ЕГЭ займется конституционный суд

Пока чиновники уверяют, что с единым экзаменом все в порядке, родители выпускников обратились в высшую судебную инстанцию. А Совет Федерации инициирует рассмотрение закона о добровольности ЕГЭ

Закончился очередной этап вступительных испытаний в форме ЕГЭ, который получил название переходного перед массовым введением единого экзамена в 2009 году. Как специалисты оценивают итоги проведенной кампании и каковы их прогнозы на ближайшее будущее? Об этом шла речь на пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты». И первые прогнозы пока неутешительны для устроителей ЕГЭ.

Вузы: обязанности и привилегии

По свидетельству Владимира Васильева, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, председателя совета ректоров Санкт-Петербурга, в северной столице уже ощутили первые симптомы демографического кризиса.
Так, число заявлений от абитуриентов сократилось примерно на 2% по сравнению с прошлым годом, одновременно на 430 единиц уменьшилось и количество бюджетных мест в гражданских вузах. Отличников стало меньше, зато существенно – на 50% – возросло число иногородних претендентов на получение высшего образования. Приток иностранных абитуриентов увеличился вдвое.
Как известно, вузы и техникумы сами устанавливают методику перевода баллов, полученных за ЕГЭ, в собственную шкалу оценивания. Высота планки зависит от конкурсов, которые стабильно растут на востребованные специальности в престижных вузах.
По словам В.Васильева, на факультет информационных технологий руководимого им университета принимались свидетельства за ЕГЭ «стоимостью» 90 баллов и выше. Аналогичная ситуация в медицинских и большинстве гуманитарных вузов северной столицы и других регионов.
По свидетельству ректора МИРЭА Александра Сигова, не пользуются спросом инженерно-технические специальности: радиотехника, электроника, машиноведение и даже нанотехнологии.
Право на внеконкурсное поступление имеют абитуриенты, отнесенные к льготным категориям – инвалиды, сироты и другие, всего 153 категории, как констатировала руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
По ее словам, вузы обязаны принять на бюджетные места всех представителей этих многочисленных категорий, даже с удовлетворительными оценками за ЕГЭ, отказав при этом отличникам.
В то же время ряд вузов со следующего года получит право проводить дополнительные испытания, результаты которых будут учитываться наряду с оценками за ЕГЭ. Окончательное решение о том, какие именно учебные заведения удостоятся такой привилегии, Минобрнауки примет до конца текущего года, а до 15 сентября все претенденты должны успеть подать заявки.
Как считает глава Рособрнадзора, положение действующего законодательства, согласно которому результаты ЕГЭ не являются обязательными для поступления в негосударственные вузы, представляется спорным и может быть пересмотрено в ближайшее время.
Кроме того, согласно новым правилам студент, принятый в вуз незаконным путем, может быть отчислен на любом этапе обучения – сразу после того, как контрольно-надзорный орган обнаружит нарушения, допущенные вузом при его зачислении.
Не случайно одной из главных тем пресс-конференции стала борьба с нарушениями и с коррупцией, которые имели место в период проведения ЕГЭ.
По мнению руководителя Рособрнадзора, величайшее достижение ЕГЭ в борьбе с коррупцией состоит в том, что «подобные факты сегодня вскрываются и за них наказывают, к ним не относятся как к норме».
«Да, лазейки для нарушений есть, – констатировала Л.Глебова. – Но то, что вы, пресса, говорите об этом, как раз подтверждает невозможность их распространения. И мы, как ответственная за ЕГЭ служба, будем предлагать разные формы контроля, особенно с участием общественности».
По словам Л.Глебовой, сегодня в ведомстве обсуждается необходимость специальной подготовки общественных наблюдателей и расширения их участия на разных стадиях проведения ЕГЭ – не только на стадии вскрытия экзаменационных материалов в пунктах проведения экзаменов, но и в апелляционных комиссиях.

«За» или «против»?

Особым поводом для оптимизма чиновников служит тот факт, что в нынешнем году только 1,7% от общего числа выпускников, сдававших ЕГЭ, подали апелляции в региональные конфликтные комиссии. «Значит, остальные 98,3% доверяют результатам ЕГЭ», – убеждены организаторы.
По свидетельству главы Рособрнадзора, в первые годы проведения эксперимента количество апелляций достигало 50%. Число абитуриентов, подававших апелляции по итогам традиционных вступительных испытаний в вузы, доходило до 20%.
На самом деле, по свидетельству очевидцев, низкий процент апелляций в нынешнем году связан с тем, что большинство недовольных своими оценками за ЕГЭ опасаются того, что результаты экзамена могут быть пересмотрены не в лучшую, а в худшую сторону. Кстати, о такой перспективе заявителей сразу же «честно» предупреждают секретари апелляционных комиссий.
Тем не менее, по убеждению Л.Глебо-
вой, общественное мнение на стороне ЕГЭ, что якобы подтверждается данными анкетного опроса, проведенного общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС) в 67 регионах среди 75 тыс. родителей и учителей. 82% опрошенных высказались за эту форму испытаний.
Не смутили главу Рособрнадзора данные другого исследования, проведенного в мае прошлого года Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), согласно которым доля россиян, одобряющих систему ЕГЭ, выросла с 22% до 28%. Как видим, несмотря на положительную динамику, это значительно ниже показателей, представленных ВПС.
Всего ФОМ было опрошено 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.
Однако Любовь Глебова считает эти данные непоказательными, поскольку, по ее словам, «в отличие от респондентов ВПС участники опроса ФОМ – неподготовленные и незаинтересованные люди».
Между тем, по сообщению РИА «Новости» от 17 июля, по инициативе председателя Совета Федерации Сергея Миронова в Госдуму внесен законопроект, отменяющий обязательность сдачи ЕГЭ в российских школах. Выступая в эфире радио «Вести FM», Миронов подчеркнул, что ЕГЭ должен быть добровольным.
А 15 июля инициативная группа родителей, дети которых в этом году сдавали ЕГЭ, направила обращение в Конституционный суд РФ по поводу несоответствия единого государственного экзамена Основному закону страны. Авторы обращения ссылаются на 21-ю статью Конституции, которая запрещает проводить эксперименты над гражданами России без их согласия.
Параллельно проводится сбор подписей под обращением к депутатам Госдумы с просьбой отменить единый госэкзамен в качестве обязательного. Как сообщил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, в середине сентября должна пройти Всероссийская акция протеста против ЕГЭ. Ранее Комков сообщал, что «аналогичные запросы в Конституционный суд направят родители из Санкт-Петербурга и Краснодара». Он отметил, что среди тех, кто поставил свои подписи под обращением, двое родителей, дети которых в результате проведения ЕГЭ лишились золотой медали.
Как передает ИТАР-ТАСС, министр образования и науки Андрей Фурсенко призвал российских учителей не превращать ЕГЭ «в самоцель» и подходить критически к материалам, по которым этот экзамен сдается. «ЕГЭ – это просто проверка знаний, не более того», – отметил министр.
Также Фурсенко попросил педагогов вспомнить о том, что «учеников надо готовить не к ЕГЭ, а к дальнейшей жизни». В связи с этим глава Минобрнауки подчеркнул, что «если ЕГЭ плохо проверяет знания, нужно менять материалы, по которым он сдается».

КИМы: от контроля знаний – к проверке компетенций

Однако, как отметила в интервью нашей газете заместитель директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Галина Ковалева, «сначала надо поменять содержание образования, а потом уже КИМы».
По ее словам, для составителей КИМов были организованы специальные семинары по разработке компетентностно-ориентированных заданий (организатор – Институт педагогических измерений Нидерландов, один из главных разработчиков международного исследования PISA).
«Но пока мы не можем давать такие задания на ЕГЭ, потому что школьники не готовы к их выполнению, – пояснила Галина Ковалева. – После провала в исследовании PISA в 2000 году мы включили в КИМы по математике по 2–3 компетентностные задачи. Сразу же последовала негативная реакция, поскольку выпускники не справились с их решением».
На вопрос о том, что должно меняться в содержании образования, Галина Ковалева отвечает так: «Нам следует отказаться от представления о том, что наш школьник должен быть энциклопедически образованным человеком. Если раньше ученика пичкали разными знаниями, то теперь ему необходимо усвоить способы деятельности. Для этого надо менять технологии обучения».
Несмотря на то что современная школьная практика пока еще не соответствует этим критериям, результаты предстоящего исследования PISA-2009 станут лучше, убеждена Г.Ковалева. Это подтверждают данные пилотных исследований, проведенных в школах нескольких российских регионов.
А вот станут ли лучше результаты ЕГЭ – вопрос гораздо более актуальный и болезненный и для учащихся, и для учителей.
Для первых – потому, что в следующем году будет отменено правило «плюс один балл» и значительная часть выпускников рискуют остаться без аттестата, для вторых – по той причине, что все чаще качество учительского труда и распределение стимулирующих надбавок к зарплате связывают с результатами ЕГЭ. Несмотря на заверения Рособрнадзора о том, что «прямой зависимости здесь нет и быть не может и никакими нормативными документами это не закреплено».
В то же время чиновники признают, что ЕГЭ является «инструментом, вскрывающим проблемы и недостатки системы общего образования», что надо менять программы и учебники, методики преподавания, но дальше констатации очевидных фактов дело пока не идет.

Рейтинг@Mail.ru