ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
«Имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции»
Из речи перед выпускниками Стэнфорда, 2005 год
Стивен Джобс – бизнесмен, занимающий первые места
в рейтингах влиятельных предпринимателей мира.
Однако начало его карьеры отнюдь
не предвещало такого перечня.
«Все накопления моих родителей были потрачены на подготовку
к колледжу, – рассказывает Джобс. – Спустя шесть месяцев я не увидел смысла моего обучения. Поэтому
я решил бросить колледж. Я поначалу был напуган, но, оглядываясь назад, понимаю, что это было лучшим решением за всю мою жизнь».
Здесь сфокусировано описание одного замечательного человеческого права – права на свой проход
по жизни. Это не право на пробу,
на ошибку, на сомнения – это право жить так, как считаешь нужным. Даже если тебе нет двадцати лет и ты бездарным – с точки зрения родителей – образом потратил деньги, которые должны были служить залогом твоего успешного будущего.
«Имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции, – говорит Джобс. – Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле.
Все остальное – вторично».
Собственный проход по жизни –
это больше, чем преодоление тяготения шаблонов. «Художник платит случайной жизнью
за неслучайный путь», – сказал
кто-то о Блоке. Этот пример может показаться притянутым, но на самом деле речь об одном и том же:
о неслучайных случайностях,
о том, что настоящая жизнь всегда исходит из своих внутренних оснований и для стороннего наблюдателя, регистрирующего лишь внешние причины, кажется набором невзаимосвязанных событий.
И оказывается, что если ты так живешь, то уже не важно, бизнесмен ты или кто-то еще; твоя профессия занимает положенное ей место, она
не больше, чем род твоих занятий. Тебя невозможно описать через то,
что ты делаешь, – ты всегда больше, чем любое твое дело, ты можешь вкладывать в него все свои силы –
и тем не менее быть свободным.
«Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. Я всегда желал себе этого», – говорит Стивен Джобс.
Я бросил Reed College после первых 6 месяцев обучения, но оставался там в качестве «гостя» еще около 18 месяцев, пока наконец не ушел. Почему же я бросил учебу?
…Я наивно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как и Стэнфорд, и все накопления моих родителей были потрачены на подготовку к нему. Спустя шесть месяцев я так и не увидел смысла моего обучения. Я не знал, что я хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать. И вот я просто тратил деньги родителей, которые они копили всю жизнь. Поэтому я решил бросить колледж и поверить, что все будет хорошо. Я был поначалу напуган, но, оглядываясь сейчас назад, понимаю, что это было моим лучшим решением за всю жизнь. В ту минуту, когда я бросил колледж, я мог перестать говорить о том, что требуемые уроки мне не интересны, и посещать те, которые казались интересными.
Не все было так романтично. У меня не было комнаты в общежитии, поэтому я спал на полу в комнатах друзей, сдавал бутылки из-под колы по 5 центов, чтобы купить еду, и ходил за 7 миль через весь город каждый воскресный вечер, чтобы раз в неделю нормально поесть в храме кришнаитов. Мне он нравился. И много из того, с чем я сталкивался, следуя своему любопытству и интуиции, оказалось позже бесценным.
Вот вам пример: Reed College всегда предлагал лучшие уроки по каллиграфии. По всему кампусу каждый постер, каждая метка были написаны каллиграфическим почерком от руки. Так как я отчислился и не брал обычных уроков, я записался на уроки по каллиграфии. Я узнал о шрифтах с засечками и без, о разных отступах между комбинациями букв, о том, что делает прекрасную типографику прекрасной. Она была красивой, мастерски утонченной до такой степени, что наука этого не смогла бы понять.
Ничто из этого не казалось полезным для моей жизни. Но десять лет спустя, когда мы разрабатывали первый Макинтош, все это пригодилось. И Мак стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы я не записался на тот курс в колледже, у Мака никогда бы не было несколько гарнитур и пропорциональных шрифтов. Ну а так как Windows просто сдули это с Мака, скорее всего у персональных компьютеров вообще бы их не было. Если бы я не отчислился, я бы никогда не записался на тот курс каллиграфии и у компьютеров не было бы такой изумительной типографики, как сейчас.
Конечно, нельзя было соединить все точки воедино тогда, когда я был в колледже. Но через десять лет все стало очень, очень ясно.
Еще раз: вы не можете соединить точки, смотря вперед; вы можете соединить их только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придется довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем. Вам придется на что-то положиться: на свой характер, судьбу, жизнь, карму – что угодно. Такой подход никогда не подводил меня, и он изменил мою жизнь.
…Мне повезло – я нашел то, что я люблю по жизни делать, довольно рано. Стивен Возняк и я основали Apple в гараже моих родителей, когда мне было двадцать лет. Мы усиленно трудились, и через десять лет Apple выросла из двух человек в гараже до $2-миллиардной компании с 4000 работников. Мы выпустили наше самое лучшее создание – Макинтош – годом раньше, и мне только-только исполнилось тридцать. И потом меня уволили...
Как вас могут уволить из компании, которую вы основали? Ну, по мере роста Apple мы нанимали талантливых людей, чтобы помогать мне управлять компанией, и в первые пять лет все шло хорошо. Но потом наше видение будущего стало расходиться, и мы в конечном счете поссорились. Совет директоров перешел на его сторону. Поэтому в 30 лет я был уволен. Причем публично. То, что было смыслом всей моей взрослой жизни, пропало.
Я не знал, что делать несколько месяцев. Но что-то медленно стало проясняться во мне – я все еще любил то, что делал. Ход событий в Apple лишь слегка все изменил. Я был отвергнут, но я любил. И в конце концов я решил начать все сначала.
Тогда я этого не понимал, но оказалось, что увольнение из Apple было лучшим, что могло бы произойти со мной. Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чем-либо. Я освободился и вошел в один из самых творческих периодов своей жизни.
В течение следующих пяти лет я основал компанию NeXT, другую компанию, названную Pixar, и влюбился в удивительную женщину, которая стала моей женой. Pixar создал самый первый компьютерный анимационный фильм, Toy Story, и является теперь самой успешной анимационной студией в мире. В ходе поразительных событий Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, и технология, разработанная в NeXT, стала сердцем нынешнего возрождения Apple. А Лорен и я стали замечательной семьей.
Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло. Иногда жизнь бьет вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убежден, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил свое дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы еще не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдете. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдете. Не останавливайтесь.
…Около года назад мне поставили диагноз: рак. Мне пришел скан в 7.30 утра, и он ясно показывал опухоль в поджелудочной железе. Я даже не знал, что такое поджелудочная железа. Врачи сказали мне, что этот тип рака неизлечим и что мне осталось жить не больше трех-шести месяцев. Мой доктор посоветовал пойти домой и привести дела в порядок (что у врачей означает приготовиться к смерти).
…Я жил с этим диагнозом весь день. Позже вечером мне сделали биопсию. У меня оказалась очень редкая форма рака поджелудочной железы, которую можно вылечить операцией. Мне сделали операцию, и теперь со мной все в порядке. Смерть тогда подошла ко мне ближе всего, и надеюсь, ближе всего за несколько следующих десятков лет. Пережив это, я теперь могу кое-что сказать.
…Смерть – пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать ее. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение жизни. Она – причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Сейчас новое – это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось) вы станете старыми, и вас очистят.
Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на то, чтобы жить чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая заставляет жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Все остальное – вторично.
Когда я был молод, я прочитал удивительную публикацию «Каталог всей Земли», которая была одной из библий моего поколения. Ее написал парень по имени Стюарт Брэнд. Это было в конце шестидесятых, до персональных компьютеров и настольных издательств, поэтому она была сделана с помощью пишущих машинок, ножниц и полароидов. Что-то вроде Google в бумажной форме, 35 лет до Google. Публикация была идеалистической и переполненной большими идеями. Стюарт и его команда сделали несколько выпусков «Каталога всей Земли» и в конце концов издали финальный номер. Это было в середине семидесятых, и я был вашего возраста. На последней странице обложки была фотография дороги ранним утром. Под ней были такие слова: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Это было их прощальное послание. Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными. И я всегда желал себе этого. И теперь, когда вы заканчиваете институт и начинаете заново, я желаю этого вам.
Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными.
Стивен Джобс
Родился в 1955 году
Американский бизнесмен, инженер, основатель компаний Apple и Pixar, один из разработчиков первых персональных компьютеров.