Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2008
Третья тетрадь
Что такое человечная школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ


Френе Селестен

Доверительность отношений

Из работ «Новая французская школа», 1946 год, и «Педагогические инварианты», 1964 год

Под определенным углом зрения школу можно увидеть как совокупность все возрастающей сложности испытаний, которые ученик должен преодолеть. Кажется, что многие из них не имеют отношения к воспитанию и носят сугубо образовательный характер. Но уже в силу того, что они являются испытаниями, а не чем-либо другим, они неразрывно связаны с воспитанием и сами являются элементами воспитательной среды школы.
Принято считать, что трудности укрепляют, закаляют характер; что любое противодействие, встречающееся человеку, если оно ему по силам, способствует его развитию. Более того, зачастую воспитатели и выстраивают свою работу так, чтобы воспитанник принимал любое препятствие как вызов.
«Мы не ориентируем детей на то, чтобы они впоследствии пробивались в жизни, полагаясь лишь на волю случая или собственную силу и ловкость», – пишет Селестен Френе.
Для своей педагогической системы Френе вводит понятие «опора – барьер». «Семья, природа, общество, отдельные личности создают определенные барьеры, – говорит Френе. – Программы и учебные планы, привычки, традиции, требования родителей и властей. Мы будем учитывать все эти факторы, стараясь по возможности использовать их и как опору».
Какой замечательный ход: увидеть в препятствии не барьер, а перила, нечто, что может помочь. Здесь важно удержать этот ракурс, посмотреть с этой точки на привычные вещи: экзамены, учебные задания, контрольные работы. И увидеть, из этого логически вытекает следующая идея Френе: «Нужно изменить саму роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям».
Эта помощь, добавим, и есть, вероятно, главная опора для учеников, которая помогает увидеть за учебным испытанием его смысл и содержание, а не тратить силы на «голое» преодоление.

Современная концепция больших школьных комплексов ведет к анонимности как учителей, так и школьников; эта концепция ошибочна и является препятствием. Если большая масса людей организована так, что не учитываются интересы отдельных личностей, составляющих эту массу, если она представляет собой толпу индивидов, не связанных между собой ни духовно, ни психологически, то такая социальная структура неизбежно ведет к разрушению личности.
...В больших школах, напоминающих огромные казармы, воцаряется анонимность: учителя не всегда знают друг друга, нет никаких общих идей и дел, которые могли бы объединить и сплотить их. Для детей же это всегда казарма. Какой бы ни была эта школа, из нее невозможно устранить казарменный дух. Для модернизации и успешной деятельности школы необходимо расколоть эти огромные школьные комбинаты на меньшие учебные заведения; в будущем же следует строить школы, предназначенные не более чем для 5 – 6 классов.

…Спуститесь с кафедры. Приблизьтесь к ребенку, перестаньте проводить уроки, возвышаясь над классом. Постоянно находитесь на одном уровне с детьми. Это не только символический жест, а материальное воплощение сотрудничества.

…Вопреки мнению некоторых теоретиков нового воспитания мы не считаем, что надо во всем полагаться на склонности и желания самих детей. Это означало бы ввести их в заблуждение, и первое же столкновение с реальной жизнью, с требованиями окружающей социальной среды оказалось бы для наших воспитанников весьма болезненным. С самого рождения ребенок оказывается вписанным в целый комплекс семейных и общественных обязанностей – часто, увы, тиранический! – который воздействует и на нашу воспитательную работу. И она потерпела бы полный крах, если бы мы пренебрегали взаимоотношениями человека с окружающей социальной средой.
Мы не ориентируем детей на то, чтобы они впоследствии пробивались в жизни, полагаясь лишь на волю случая или на собственную силу и ловкость. Мы тщательно организуем жизнь школы, чтобы естественным следствием нашей организации стали уравновешенность и гармония.
Эта организация нашей работы обусловлена реальной ситуацией, которую мы обозначили понятием опора-барьер. Семья, природа, общество, отдельные личности создают определенные барьеры. Они могут тяготить человека в большей или меньшей степени, но их нельзя ни отодвинуть, ни сломать. Вместе с тем на эти же барьеры человек может в трудном случае опереться.
Общество тоже ставит свои барьеры. В их числе есть общие – программы и учебные планы, которыми следует руководствоваться, и специфические – привычки, традиции, общественное мнение, требования родителей и местных властей. Мы будем также учитывать все эти факторы, стараясь по возможности использовать их и как опору.
Мы должны организовать жизнь школы в рамках этих опор-барьеров, раздвигая насколько возможно барьеры, укрепляя и систематизируя опоры.

…В разные дни дети входят в школу по-разному – более шумно или менее шумно. Для нас лучше, чтобы они были оживленными – можно извлечь пользу из их приподнятого настроения. Мы не настаиваем на соблюдении формул вежливости. Вот ребенок бежит к нам, торопясь поделиться каким-нибудь открытием, сделанным по дороге в школу, или сообщить свои новости. Он так спешил, что даже забыл поздороваться, но разве эта сердечность, это доверие – не самое лучшее из приветствий?
Мы далеки от того, чтобы своими наставлениями или высокомерием подавить это доверие, это радостное стремление детей поделиться тем, что их переполняет. Наоборот: мы стараемся глубоко проникать в их интересы и потребности, постоянно учитывая их в нашей педагогической работе, чтобы школа отвечала желаниям и стремлениям детей, которые они так доверчиво открыли нам.
Если кто-то из детей молча стоит в стороне, серьезный и грустный, это встревожит нас, и мы постараемся выяснить, что же стряслось. Сколько детских драм мы узнаем, а ведь иной раз вся жизнь человека может сложиться иначе, если его вовремя выслушают.
Если мы добьемся таких товарищеских отношений, достигнем единения в высшем смысле этого слова, то ребенок не будет, как раньше, оставлять за порогом школы свои интересы, радости и печали, свою эмоциональность, свои лучшие качества, не будет в школе лишь своей жалкой и пугливой тенью. Теперь он сможет быть самим собой в своей школе. И вместе с ним войдет в школу сама жизнь, такая сложная и такая хрупкая.
Мы должны научиться отвечать на эмоциональные порывы детей, способствовать развитию жизнелюбия, постоянно обогащать их жизнь со всеми ее огромными возможностями. Такова наша педагогическая программа.

…Новый дух нашей школы ощущается в поведении детей еще до того, как они войдут в класс. Мы противники мертвой тишины, которая, как утверждают некоторые, должна наступать сразу после звонка. Мы также против построения в шеренгу, как в армии, когда одни ученики гордо выпячивают грудь, а другие, боясь выговора, стараются спрятаться в надежде, что о них забудут. Так, затаив дыхание, с бьющимся сердцем, стоит человек перед незнакомой дверью, не зная, что за ней скрывается. Но если человек вернулся в родной дом, он открывает дверь радостно, переполненный впечатлениями, которыми ему хочется скорее поделиться, и вопросами, которые не терпится задать. Мы хотим, чтобы наша школа стала для детей родным домом, куда они приходят с радостью, где могут без боязни выразить свои чувства и поделиться своими мыслями. Не будем же подменять эти столь благотворные положительные эмоции сухим формализмом, жалкой пародией на дисциплину. Если школа отвечает своему истинному назначению, дети приходят сюда утром полные рвения. Мы должны только удержать это настроение и извлечь из него максимальный воспитательный эффект.

…Случалось ли вам заметить, какими благоразумными и дисциплинированными становятся ваши дети всякий раз, когда вы находите им увлекательное и подходящее занятие? И как они гордятся, работая рядом с вами, как взрослые?
Вместо того чтобы развешивать на всех углах бесполезные таблички с надписью «ЗАПРЕЩЕНО», мы даем нашим детям возможность участвовать в интереснейшей деятельности, которой они страстно увлекаются, будь то переписка со сверстниками, работа в типографии, сбор информационных материалов, естественно-научные опыты или ручной труд. Таким образом мы добиваемся такой идеальной, с нашей точки зрения, дисциплины, которая возникает лишь в условиях, когда работа обретает смысл и обнаруживает свои достоинства.

…Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов. Обескураженный своими неудачами ребенок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть.
Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения. Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией «на ура». Нужно изменить саму модель школы и роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям.


Селестен Френе (1896—1966)

Французский педагог. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ, основатель авторской теории и практики образовательной системы. В 1927 г. организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединивший его последователей, в 1957 г. – «Международную федерацию сторонников новой школы».

Рейтинг@Mail.ru