ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
Развитие способности проникать в корень вещей
Из книги «Великая дидактика», 1657 год
Сегодня автор «Великой дидактики» воспринимается чаще всего как изобретатель классно-урочной системы и именно в этом качестве получает свою долю критики: дескать, он-то и поставил обучение
и воспитание «на поток» и тем самым заложил возможность превращения школы в механистичное учреждение.
И тем интереснее узнать, какие проблемы, вопросы духовного свойства Коменский пытался разрешить в «Дидактике».
Каждый ли человек может быть самим собой? У каждого ли человека есть способности к духовной жизни? Являются ли все люди в глубинном смысле слова людьми?
«Из каждого человека выходит человек, если нет порчи, – пишет Коменский. – Бог по своему усмотрению распределил духовные зерцала, эти внутренние очи.
Но в нашей власти не позволять этим зерцалам покрываться пылью».
По сути, Коменский отстаивает великое потенциальное равенство: «Все люди, которые родились, произошли на свет с одной целью: быть людьми». И выстраивает систему, если так можно выразиться, образовательного и воспитательного равноправия: «Мы стремимся
к общему образованию в области всего человеческого для всех,
кто родился человеком».
Со ссылкой на Цицерона Коменский говорит о том, что человеку врождены добродетели; «но семена еще не есть плод», замечает он. Собственно,
вся образовательная и воспитательная система Коменского есть попытка
научить человека жить своим умом, смотреть своими глазами, чувствовать своими, а не навязанными чувствами.
Другое дело, что любое требование всеобщности – в том числе всеобщности в бытии человека,
в самостоятельности, в способности
к духовной жизни – несет в себе опасность поворота к принуждению, к преобладанию формы
над содержанием.
Разумеется, Коменский не предъявлял свои идеи как требование, он говорил
о возможностях. Но оказывается,
что в воспитании любой переход
от частного к общему скрывает в себе опасность исчезновения духа
и утверждения буквы, поскольку становление человека всегда есть индивидуальный опыт, не выводимый линейным образом из любых мыслительных построений.
Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком.
…Говорят, не из каждого куска дерева выходит Меркурий. Отвечаю: но из каждого человека выходит человек, если нет порчи. Внутренние наши силы после первородного греха надломлены? Отвечаю: но не иссякли.
…Все люди, которые родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми.
Если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к Богу.
Нам не известно, для какой цели божественное предназначило того или другого из нас. Но нам хорошо известно, что Бог создавал орудия своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных людей. Будем же подражать небесному Солнцу, которое освещает Вселенную, согревает и животворит Землю с тем, чтобы жило, зеленело, цвело, приносило плоды все, что только может жить, зеленеть, цвести, приносить плоды.
Все должны быть приготовлены к обязанностям своего будущего призвания.
…Быть разумным созданием – это значит все исследовать и давать всему имена и все исчислять, то есть знать и иметь возможность назвать и понять все, что находится в мире. Человек будет в состоянии удержать за собой имя разумного существа, если он будет понимать разумное основание (устройство) всех вещей.
Быть владыкой всех созданий – это значит везде среди созданий вести себя царственно, то есть с достоинством и святостью; не служить никакому созданию, даже собственной плоти; свободно пользоваться всем для собственных услуг: хорошо знать, где, когда, каким образом и до какого предела благоразумно пользоваться каждою вещью, где, когда, каким образом и до какого предела признавать право плоти, где, когда, каким образом и до какого предела нужно уступать ближнему – словом, быть в состоянии разумно управлять движениями и действиями, своими и чужими.
…Корень благонравия в человеке – гармония. Что человеку от природы свойственна гармония нравов, это видели даже язычники. Цицерон говорил так: «Нашим духовным силам врождены семена добродетелей; если этим семенам дать развиться, то сама природа привела бы нас к счастливой жизни». (Это преувеличение!) Однако лишь только мы появляемся на свет, мы постоянно вращаемся среди всякой испорченности, так что кажется, что мы всасываем заблуждения вместе с молоком кормилицы.
Но что действительно некоторые семена добродетелей врождены человеку, это доказывается следующим двойным аргументом: во-первых, всякий человек наслаждается гармонией, а во-вторых, сам он также изнутри и извне есть не что иное, как гармония…
…Ввиду того, что семена знания, нравственности и благочестия от природы присущи всем людям, то отсюда по необходимости следует, что нет надобности ни в чем, кроме самого легкого побуждения их и некоторого разумного руководства ими.
Но семена не есть еще плод. Человеку врождено предрасположение к знанию, но не самое знание. Знание, добродетели, благочестие приобретаются с помощью молитвы, учения, деятельности.
Весьма удачно поэтому кто-то определил человека как существо, способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучать.
…Теперь нам нужно доказать, что в школах всех нужно учить всему. Но этого нельзя понимать так, как будто бы мы требовали от всех знания всех наук и искусств. Это ведь по существу дела бесполезно и, по краткости нашей жизни, ни для кого из людей невозможно.
Но во всяком случае необходимо заботиться и даже добиваться того, чтобы всех, явившихся в мир не только в качестве зрителей, но также и в качестве будущих деятелей, научить распознавать основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем они не имели бы возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной привычки.
…Плохую заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться. В самом деле, чего надеются этим достигнуть?
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий.
Каким образом следует побуждать и поддерживать в детях стремление к учению? Родителями. Учителями. Самой школой, которая должна быть чрезвычайно привлекательна внутри и снаружи. Предметами преподавания. Методом, который должен быть естественным и сочетать разумное с полезным. Школьным начальством.
…Школы – это не место приятных занятий, а толчея с такими суровыми методами обучения, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Что можно было представить наглядно и ясно, то преподносилось темно, запутанно, сбивчиво. Большая часть учеников прониклась отвращением к наукам и книгам, предпочитая школам другие житейские занятия.
Конечно, мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам еще от прародителей, что, оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно устремляемся к одному только древу познания. В угоду этому беспорядочному стремлению школы до сих пор гнались только за знаниями. И большей частью умы заполнялись шелухой слов, пустой попугайской болтовней, отбросами и чадом мнений.
…Ни от кого из нас не зависит, какие у нас природные дарования. Бог по своему благому усмотрению распределил эти духовные зеркала, эти внутренние очи. Но в нашей власти не позволять этим нашим зерцалам покрываться пылью. А пылью этой являются пустые, бесполезные, излишние умственные занятия.
…Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное. То есть чтобы разумное существо – человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
…Всякое свое действие природа начинает изнутри. Если воспитатель юношества больше всего будет занят корнем знания, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т.е. в память, и, наконец, появятся цветы и плоды: свободное пользование языком и опытность в делах.
Итак, нужно образовывать, во-первых, понимание вещей, во-вторых, память и, в третьих, – язык и руки.
Увы, школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Едва ли хоть одно руководство по грамматике учит правильно составлять речь, а учит только ее разбирать. Никто не развивает нравов путем внутреннего преодоления страстей, но все дают лишь поверхностный очерк учения о нравственности путем внешнего определения добродетелей.
Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, извращений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания.
Ян Амос Коменский (1592—1670)
Чешский педагог, философ
и общественный деятель,
автор учебников и методик воспитания, занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему). Впоследствии был назван
«отцом новой педагогики».