ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
Опора на познавательный интерес
Из статьи «Мое педагогическое кредо», 1897 год
Детские интересы – мы привыкли делить их на полезные и вредные, правильные и неправильные. Нельзя отрицать, что на бытовом уровне
в таком разделении есть некоторое разумное зерно, но, к сожалению, увлекшись классификацией, мы часто забываем, что интерес сам по себе все-таки самоценен.
«Интерес – это симптомы и сигналы растущих способностей», – пишет
Джон Дьюи.
Но мы, увы, как бы наперед знаем, чем должен интересоваться ребенок, точнее, чем ему стоит, надлежит интересоваться, что представляет ценность для его будущего, а что – просто пустяк, мелочевка, не стоящая внимания. И потому одни интересы
мы поощряем, развиваем, а другие – стараемся если не искоренить,
то во всяком случае и не поддерживать.
«Только посредством постоянного
и сочувствующего наблюдения
за детскими интересами взрослый может войти в жизнь ребенка», – говорит Дьюи.
Ключевых слова здесь два – наблюдатель и сочувствие. В позиции именно наблюдателя есть указание
на невмешательство; в сочувствии – обращенность к ребенку, попытка увидеть за непосредственными действиями его чувства, душевные движения, внешне выраженные
в этих самых действиях.
Наверное, только так и можно распознать растущие способности,
о которых говорит Дьюи, и дать ребенку наиболее подходящий
для развития этих способностей жизненный материал. Там же,
где детские интересы подавляются, возникает, как пишет Дьюи, «необходимость подменить подлинный, искренний интерес капризом
и прихотью». Добавим – прихотью
как воспитателя, так и воспитуемого, потому что когда у ребенка пресечен его настоящий интерес к миру, на его месте возникает суррогат интереса, происходящий не из тяготений внутреннего мира ребенка, а из силы притяжений мира внешнего. Таким образом, подавляя интересы ребенка,
мы приучаем его жить внешними вещами.
Я считаю, что образование, которое не пронизано жизненными формами, формами, которые достойны того, чтобы существовать ради них самих, всегда является бледным подобием живой реальности, ограничивает и ослабляет.
…Я считаю, что школа – это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребенку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества и использовать свои способности для общественных целей.
Я считаю, что школа должна представлять текущую жизнь как важную и реальную настолько же, как и та, которую ребенок ведет дома, в своем близком окружении и на площадках для игр.
…Я считаю, что школа как социальный институт должна упрощать существующую социальную жизнь, должна сводить ее, где возможно, до простейших форм. Существующая жизнь настолько сложна, что ребенок, сталкиваясь с ней, получает «пинки и шишки», он или переполняется огромным количеством впечатлений, так что теряет способность разумно реагировать, или его так возбуждают разнообразные виды деятельности, что его способности призывают его поспешно вступить в игру, и он или чрезмерно углубляется в каком-то одном направлении, или еще более разбрасывается.
Я верю, что, как упрощенная модель социальной жизни, школьная жизнь должна постепенно вырастать из домашней жизни, то есть в школе следует начинать и продолжать те виды деятельности, с которыми ребенок уже был знаком в домашних условиях.
Я считаю, что нужно предоставлять ребенку эти виды деятельности, представлять их так, чтобы ребенок постепенно узнавал их значение и был готов сам принимать участие в них.
Я считаю, что это – психологическая необходимость, поскольку это единственный способ сохранить последовательность в развитии ребенка, единственный путь показать ребенку, как связан его прошлый опыт с теми новыми идеями, которые ему преподносят в школе.
Я считаю, что это также и социальная необходимость, поскольку дом – это форма общественной жизни, в которой ребенок рос и в связи с которой он получал нравственное воспитание. Это задача именно школы – расширить и углубить понимание ценностей, привитых дома.
…Я считаю, что самое лучшее и глубокое нравственное воспитание – это то, которое получают через необходимость вступать в конструктивные отношения с другими людьми в процессе совместной работы и размышления. Современные системы образования, поскольку они уничтожают или пренебрегают этим союзом, затрудняют или делают невозможным получение подлинного систематического нравственного воспитания.
Я считаю, что место и работу учителя в школе нужно рассматривать на этой же основе. Учитель в школе не для того, чтобы навязывать определенные идеи или формировать у ребенка определенные привычки, но учитель в школе – это член сообщества, и он существует для того, чтобы выбирать те виды воздействия, которые повлияют на ребенка и которые помогут ему адекватно реагировать на такое воздействие.
Я считаю, что школьная дисциплина должна происходить из всего уклада жизни школы, а не конкретно от учителя.
Я считаю, что задача учителя – определить, опираясь на больший опыт и мудрость, как этот определенный порядок жизни должен входить в жизнь ребенка.
…С приходом демократии и современного промышленного развития, стало невозможно совершенно определенно предсказать, что будет представлять собой общество через двадцать лет. Следовательно, невозможно подготовить ребенка к какому-то определенному набору условий. Подготовить ребенка к будущему – это значит научить его владеть собой, это означает так натренировать его, чтобы он сумел полностью и быстро использовать все свои способности, чтобы его глаза, руки и уши стали инструментами, готовыми к действию, чтобы его суждения могли быть основанными на понимании условий, в которых ему придется работать, и чтобы его силы, направленные на выполнение задачи, были натренированы таким образом, чтобы он мог их использовать разумно и экономно. Невозможно научить такого рода адаптации, если не будет постоянной заботы о пристрастиях, интересах и возможностях самого ребенка, то есть без рассмотрения образования с точки зрения его психической составляющей.
…Я считаю, что интерес – это сигналы и симптомы растущих сил и способностей.
Я считаю, что только посредством постоянного и сочувствующего наблюдения за детскими интересами взрослый может войти в жизнь ребенка и увидеть, к чему ребенок готов и с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать.
Я считаю, что эти интересы нельзя ни подавлять, ни осмеивать. Подавлять интерес – это значит сделать из ребенка взрослого. И таким образом ослабить интеллектуальное любопытство и живость, подавить инициативу и уничтожить интерес. Осмеять интересы ребенка – это значит заменить преходящее постоянным. Интерес – это всегда признак стоящей за ним способности. Очень важно обнаружить эту способность. Осмеять интерес – это значит потерпеть неудачу в попытке проникнуть во внутренний мир ребенка и получить как несомненный результат – необходимость заместить подлинный, искренний интерес капризом и прихотью.
…Я верю в воспитательное значение истории, поскольку она изображает различные моменты социальной жизни и развития. Ее и следует изучать применительно к социальной жизни. Когда на нее смотрят просто как на историю, она отступает в далекое прошлое, становится бесплотной, мертвой. Если же смотреть на нее как на летопись общественной жизни и прогресса человечества, она приобретает глубокий смысл. Я верю, однако, что историю можно изучать с этой точки зрения лишь в том случае, если ребенок в то же время непосредственно приобщается к общественной жизни.
Согласно с этим я полагаю, что первая основа воспитания заключается в способности ребенка работать в том же общем практическом направлении, в каком некогда создалась цивилизация.
Я верю, что единственный способ довести ребенка до сознания общего социального наследия человечества – это дать ему возможность выполнять основные виды деятельности, сделавшие цивилизацию такой, какою мы теперь ее видим.
Я считаю поэтому, что так называемая изобразительная и творческая, созидательная деятельность должна быть центром соотношения сил в воспитании.
...Дело педагога – принять меры, чтобы предоставить ученику такой опыт, который не отталкивал бы, а побуждал к действиям и был при этом более чем просто приятен, – чтобы он содействовал накоплению желательного будущего опыта. Опыт, как человек, не умирает до конца. Хотим ли мы этого или не хотим, но всякий прошлый опыт продолжает жить в последующем.
Следовательно, главная проблема образования, основывающегося на опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем.
…Я считаю, что образование – это управление процессом общественного самосознания и что регулирование активности каждого члена общества на базе этой социальной осознанности – единственно верный метод преобразования общества.
Я считаю, что это дело каждого заинтересованного в процессе обучения человека – настаивать на том, что школа должна представлять наиважнейший интерес для общественного прогресса и реформ; чтобы общество пробудилось, чтобы реализовать то, для чего существует школа, и поднялось до необходимости обеспечивать преподавателя подходящими средствами для того, чтобы он мог реализовать свою задачу.
Я считаю, что человек, который призван служить такому искусству, – величайший из художников, поскольку ни одно озарение, симпатия, такт или организаторские способности «не являются слишком большими» для такого служения.
Я, наконец, считаю, что учитель вовлечен не только в процесс обучения личности, но и в формирование пристойной общественной жизни.
Джон Дьюи (1859—1952)
Американский философ, психолог и педагог, автор одного из первых американских учебников
по психологии, один из ведущих представителей прагматизма. Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США
и некоторых других стран,
в частности
и на советскую школу
в 20-х годах.