ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
Укрепление веры в себя
Из книги «Воспитание детей», 1930 год
«Мужество» – это слово кажется как-то неуместно в школе, разве что на уроке истории. Мужество не дерется портфелями, не передает под партами записки, не забывает домашних заданий. Оно занято спасением утопающих на водах или решает великие мировые проблемы. А у детей что за проблемы – одно слово, детские.
«Самая важная задача воспитателя – не допустить потери ребенком мужества в школе», – пишет Альфред Адлер.
Может показаться, что речь идет
о каких-то исключительных ситуациях. Но нет – если мы вспомним себя самих в ученические годы, вспомним честно, не увиливая, то поймем,
что это такое – каждодневное мужество быть учеником.
И не в том дело, что мир большой,
а ты маленький и каждый старшеклассник может поднять тебя за вихры. Это как раз та повседневность детской жизни, с которой дети
в большинстве своем научаются взаимодействовать, она приносит трудности, но преодоление этих трудностей еще не требует мужества.
Мужество становится по-настоящему необходимым, когда у ребенка возникают внутренние проблемы, проблемы роста, развития, взаимодействия с миром – проблемы неизбежные. И они оборачиваются против ребенка вдвойне: он пытается разобраться с самим собой – и с миром, который через инстанцию школы предъявляет ему свои требования.
Здесь действительно нужно мужество, ведь ребенок еще не может описывать и понимать свои внутренние состояния, не умеет всерьез справляться с жизнью.
«Учителя не отвечают за школьную систему, но уже хорошо то, что своим личным сочувствием и пониманием они смягчают суровость этой системы», – говорит Адлер.
Добавим: иногда система бывает такова, что попытка смягчить
ее воздействие тоже требует мужества – мужества быть на стороне ребенка.
Вразвитии ребенка есть всегда что-то субъективное, и именно эту индивидуальность и должны изучать педагоги. Именно эта индивидуальность мешает применению общих методов в воспитании различных категорий детей. Это также является причиной того, почему применение одного и того же метода по отношению к разным детям приводит к различным результатам.
…В самом деле, надо помнить, что воспитание детей было бы невозможно, если не учитывать тот факт, что дети совершают ошибки. Мы едва ли могли воспитать или перевоспитать ребенка, если бы его ошибки были врожденными.
…Педагог или родитель, предсказывающий плохой конец ребенку, оказавшемуся на неправильном пути, совершает самую грубую ошибку. Такое беспочвенное предсказание ухудшает ситуацию, так как увеличивает детскую нерешительность и трусость. Следует поступать как раз наоборот: вселять в ребенка оптимизм. Как говорил Вергилий, «они могут, потому что они думают, что могут».
Мы должны помнить, что никогда не сможем реально повлиять на улучшение его поведения, унижая и оскорбляя его, даже, если опасаясь быть осмеянным, ребенок действительно меняет свое поведение.
…Результатом лишения ребенка веры в будущее является его отстраненность от реальности, создание взамен компенсирующего стремления к чему-то бесполезному в жизни. Самая важная задача воспитателя, его священный долг – не допустить потери ребенком мужества в школе, а в том случае, если он уже пришел в школу с проблемами, вернуть ему уверенность в себе. В этом роль школы и учителя. Все это зависит от высокого профессионализма учителя, так как невозможно воспитание детей, потерявших радость и надежду на будущее.
…Школа, она не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом воспитания, а всегда должна иметь в виду, что индивид готовится для общества, а не для самой школы. Поэтому она не имеет права отвергать детей, которые отказались следовать идеалу образцового школьника.
…Так как все дети, кроме слабоумных, вполне способны успешно справляться со своими школьными задачами, то единственное, что им необходимо преодолеть, – это искусственно созданный барьер. Этот барьер вырастает из того, что суждения о ребенке строятся на основе абстрактных условностей школы, а не на основе конечной воспитательной и социальной цели.
…Психологическая жизнь ребенка удивительная вещь, поражающая всякий раз, когда с нею сталкиваешься. Но самым интересным во всем этом, вероятно, является то, что для того, чтобы понять какой-то эпизод биографии ребенка, нужно развернуть весь свиток его жизни. Каждое действие ребенка способно отразить в целом как его жизненный путь, так и личность, и поэтому трудно понять его поведение без осмысления этой скрытой подоплеки прошедшей жизни. Это явление мы и называем единством личности.
…Школа должна научиться видеть в ребенке личность, обращаться с ним как с личностью, как с ценностью, которую необходимо взрастить и развить, и в то же время она должна научиться использовать психологическую интуицию при оценке отдельных действий ребенка. Она должна рассматривать эти отдельные поведенческие акты, как мы уже отмечали выше, не в виде отдельных нот, а в контексте единства личности.
…Отвращение ребенка к школе, его неумение справиться со школьными проблемами проявляются в каждом его жесте и каждом движении. Он никогда не будет носить все учебники, будет забывать или терять их. И если у ребенка появилась подобная привычка, можно быть уверенным, что он не в ладах со своей школой.
Изучая таких детей, можно почти точно определить, что они не надеялись добиться хоть малейшего успеха в школе. Эта недооценка собственных возможностей не является только лишь их виной. Окружение детей также подтолкнуло их в этом ошибочном направлении.
Дома им кто-нибудь в гневе предвещает мрачное будущее или называет тупицей и ничтожеством. Когда эти дети встречают в школе как бы подтверждение подобным обвинениям, они теряют способность к умозаключению, анализу (что часто можно наблюдать и у старших в семье), чтобы исправить свои искаженные представления. Таким образом, они отказываются от сражения, даже не пытаясь сопротивляться, и принимают свое поражение, которое сами же и осуществили, воздвигнув непреодолимое препятствие в виде признания своей несостоятельности и неполноценности.
…Прогул считается самым тяжким грехом, и наказывают за это, как правило, очень серьезно. В результате дети сами уверяются в том, что вынуждены найти убежище в хитрости и обмане. Существует еще несколько путей, ведущих к дальнейшим проступкам. Они могут подделывать записки от родителей и фальсифицировать табели об успеваемости. Дома они могут плести паутину лжи о том, что могли бы делать в школе, которую не посещали в течение некоторого времени. Им также приходится искать место, чтобы прятаться там во время учебных часов. Само собой разумеется, в этом укромном местечке они обычно находят и других детей, которые уже протоптали сюда дорожку.
…Школьным учителям следует помнить о последствиях плохих оценок. Некоторые учителя считают, что если вынуждать ребенка показывать дома плохие оценки, то он будет стараться лучше учиться. Но они забывают об особенностях семейных условий детей. В некоторых семьях к ребенку относятся очень жестко, и в этом случае ребенок подумает дважды, прежде чем покажет родителям плохую оценку. В результате он может вообще не прийти домой или даже впасть в такие крайности, как отчаяние или самоубийство, от страха перед своими родителями.
Учителя не отвечают за школьную систему, но уже хорошо то, что своим личным сочувствием и пониманием они при любой возможности смягчают суровость этой системы. Таким образом, учитель мог бы быть мягче с отдельным учеником, учитывая его семейные обстоятельства, и тем самым мог бы окрылить его, вместо того чтобы доводить до отчаяния.
На ребенке, который всегда получает плохие оценки, тяжкой ношей лежат постоянные упреки в том, что он самый плохой ученик в школе, и в конце концов он сам начинает верить в это. Если поставить себя на место такого ребенка, легко можно понять, почему он не любит школу. Все очень просто. Если бы кто-нибудь оказался в подобных условиях, когда его постоянно критикуют, где существуют только плохие оценки, где нет надежды на успех, никому бы это не понравилось, и любой человек попытался бы избежать такой ситуации. И поэтому нам не следует расстраиваться при встрече с детьми, которые сторонятся школы.
…Завистники встречаются не только среди отъявленных злодеев, но и среди условно нормальных людей. Это индивидуумы, имеющие на попечении детей и убежденные в том, что тем не следует быть счастливее их самих в детстве.
…Подобный взгляд и подобные мысли рождаются не от плохих намерений: они просто отражают умонастроение тех, кто был когда-то воспитан в жестокости. Такие люди могут привести множество веских доводов и сентенций типа: «Пожалеть розгу – испортить ребенка». Они приводят бесконечные примеры, которые совершенно не убеждают нас, так как бесполезность жестокого, авторитарного воспитания доказывается простым фактом, а именно тем, что такое воспитание отдаляет ребенка от педагога.
Альфред Адлер (1870—1937)
Австрийский врач и психолог,
создатель системы
индивидуальной психологии,
один из основоположников
современной психотерапии.
В 1921 году при поддержке
австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику.
Через несколько лет в Вене
было уже около тридцати
таких клиник. .