Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2008
Вторая тетрадь
Что служит воспитанию человека

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ


Мень о. Александр

Имейте, что отдать детям

«Размышления о педагогике». Фрагменты стенограммы телевизионной передачи, 1990 год

Воспитание не может быть материалистическим. Этот тезис не тождественен утверждению, что воспитание не должно носить утилитарный, практический характер. «Материализм начинается с философских установок и только потом переходит в практические», – пишет о. Александр Мень.
Материалист может быть и идеалистом – в том смысле, что он отстаивает не первичность материи, а идею первичности материи.
Но все-таки, если, как пишет о. Мень, «в мире нет ничего, кроме материи и силы», такой мир исключает воспитание как таковое, он годится разве что на учебное пособие для урока физики или химии. В воспитании всегда должен оставаться зазор, допущение существования чего-то, что не просто не познано, но и познано быть не может, не может быть разложено на причины и следствия, на психические реакции, на физиологию. Иначе говоря, должен существовать странный запрет – запрет на полное понимание ребенка, точнее, на иллюзию такого понимания.
И речь здесь не о том, может ли один человек до конца понять другого, где границы понимания и взаимопонимания и так далее. То, о чем мы говорим, можно назвать презумпцией духовной жизни ребенка, утверждением его права быть необъяснимым в мыслях и поступках для стороннего наблюдателя, права иметь внутренние причины своих действий.
Такое положение может показаться абсурдным отчасти и потому, что педагогика многими понимается как наука тонкого различения внутренних состояний ребенка, наука понимания и описания внутреннего мира детей и построения воспитания сообразно этому пониманию.
Но, наверное, есть та граница, тот предел, для которого верно утверждение: у нас не должно быть уверенности в том, что мы абсолютно понимаем детей. Ребенок, как и всякий человек, носит внутри тайну, которая не есть область темноты; и тот, кто привычно говорит детям «я вижу вас насквозь», на самом деле, увы, не видит в них ничего.

Драма школы – это лишь часть общей драмы общества, отказавшегося от важнейших духовных ценностей, которые человечество имело на протяжении многих столетий и тысячелетий.

...Мы считаем душевную, духовную жизнь человека чем-то вторичным. На первое же место поставлены какие-то политические, экономические факторы. Мы отказались от человека, мы пришли к некоему роботоподобному существу. Мы его и обучили таким образом. Мы и получили, что хотели. Как говорится, «за что боролись»…

…Школьная структура патологически уродлива. Паллиативными мерами здесь нельзя ограничиться. Надо глобально менять структуру на основании плюрализма школы, как во всем мире. Во всем мире тоже есть трудности, есть слабые преподаватели. Но человек, который хочет дать нормальное воспитание детям, имеет выбор. Он может определить его в такую школу, которая соответствовала бы данному ребенку, его кругу интересов.
У нас выбора нет, все причесано под одну гребенку, от Тихого океана до Балтийского моря, среди всех народов и рас, которые населяют нашу гигантскую страну, мы долдоним, в общем, одно и то же. Такого не было в истории! Полтора материка, десятки народов, сотни языков. Традиции некоторых из них начались до нашей эры, другие же традиции родились только что. Есть люди, у которых позавчера был еще первобытно-общинный строй, и люди, у которых письменность началась за 500 лет до крещения Руси... А мы всем даем в целом одну программу. Никакой Шигалев не мог додуматься до такой безумной идеи…

…Христа называют Учителем в особом смысле слова. Он – Наставник. Это слово придумали не современники евангельских событий. Наставниками называли очень многих людей, которые должны были принести людям и укрепить, укоренить в их жизни высшие духовные ценности. Учитель же сегодня, к сожалению, стал передатчиком информации, которого без труда может заменить компьютер, проверяющий ученика и сообщающий ему сумму знаний.
Некоторые так и думают – что преподавание в школе есть передача информации. Когда при этом говорят: «еще и воспитание» – это обычно бессодержательная фраза.
…Надо научить мыслить, научить чувствовать и научить любить. Но что для этого нужно? Надо, во-первых, самому мыслить, чувствовать и любить. Если учитель не любит своих учеников... У меня, например, от школы самые мрачные воспоминания, хотя там были неплохие учителя, которых я помню и сегодня, но в целом – мрачные. Война была. Я кончил школу в год смерти Сталина. И сказал себе: пусть будет моей профессией любая, но только не учитель. Трудно, когда тебя ненавидят. А мы все ненавидели своих учителей.

…Очевидно, педагогика – это прежде всего духовный подвиг людей. Может быть, это слишком крепко сказано. Но выхода нет. С другой стороны, я процитирую Ушинского, который сказал: «Атеистическое воспитание – это безголовый урод».
Почему? Потому что ребенок и подросток исключительно чутки к проблеме вечности, смерти, смысла: для чего вообще все это? Недаром так много самоубийств в раннем возрасте, когда ребенок, подросток сталкивается с действительностью и не может с ней примириться. Более зрелые люди уже огрубели...

…В общем, надо иметь, что отдать детям. Это очень трудно. Потому что тут должна быть какая-то живая традиция. На самом деле педагогический институт должен быть... не святилищем (это несколько неуместное слово), но местом, где происходит духовное становление молодых людей, студентов. Но это совсем не похоже на то, что есть. Совершенно не похоже. Да, оно может напоминать индийский ашрам, где люди живут, так сказать, вместе, ведь это должен быть совсем особый институт, он должен быть вырван из системы остальных вузов. Потому что в этом институте заложено все будущее. И оттуда должны выходить люди совершенно особенные. Я не педагог и потому не могу здесь давать каких-то рекомендаций, но я убежден, что воспитание духовных качеств в педагогических училищах и институтах – это первостепенной важности задача, гораздо более важная, чем наполнить их просто каким-то набором информации.

…Как проверить, есть ли у человека дар быть педагогом с большой буквы, человеком, который отдаст свою душу? Это же уже совсем особое дело, это призвание. Это служение. Это, я бы сказал, почти на грани монашеского служения. Недаром монахи являлись такими прекрасными педагогами на протяжении столетий, и сейчас тоже ими являются. Потому что, не имея собственной семьи, они всю любовь вкладывали в обучаемых детей. Это очень понятно и имеет серьезный смысл. Наставник передает частицу своей души.

…Если человек любит детей, и они его понимают, и существует обратная связь между ними, это исходная посылка для педагогического таланта. Музыкальный слух определить проще, есть четкие критерии. Здесь это несколько размыто. Но опытный человек вполне может определить.
…Те, кто создает школу, должны привлекать туда талантливых людей. Они должны работать по принципу, как я уже сказал, консерватории или литературного института. Они должны вылавливать, выявлять (как говорили в худшие годы) людей с педагогическим талантом. Они должны «обшаривать» детские сады, всякие комнаты милиции, где только работают девушки, молодые люди, и находить по всей стране всех, имеющих дар любви и понимания ребенка. Потом их собрать и начать с ними работать.
…Люди могут углублять свою духовную традицию, которая проросла в их семье. У них есть какой-то интерес, какой-то духовный круг. Они направляют детей в подобную школу; и это уже углубляется. Тут будет некая обратная связь. Быстро, слишком быстро здесь уже ничего нельзя сделать. Быстро можно вырастить телят, кроликов, но не детей.

...Дети сейчас очень прагматичны. Они ощущают, они впитывают из воздуха этот утилитаризм, который нам внушили, – продукт материализма. Материализм начинается с философских установок и потом переходит в практические. И в конце концов чувственное, материальное становится главным, все остальное – не нужно. Но это мстит за себя, потому что при такой установке человек и материального лишается. Оно ускользает из рук, потому что он становится эгоцентристом, следовательно, плохо работает, старается «урвать». В общем, все это – путь к падению, к преступлению, к разложению. Потому что когда мы говорим об идеалах, то мы говорим уже о вещах нематериальных, нечувственных. При чистом материализме – если в мире нет ничего, кроме материи и силы, – то тогда вообще о чем говорить? Какие могут быть идеалы? Ты наркоман? Это – процесс. Ты грабитель? Это – процесс. Ты благородный человек? Это все процесс, который происходит. Для вселенной они безразличны, они имеют одинаковую ценность. Ни добра, ни зла нет. Бог не дает все это в виде материальных вещей. Чувственное мы видим глазами, в микроскоп мы видим вещи мелкие, через телескоп – далекие. А духовные вещи как мы можем понимать? Только развивая дух. И нравственность есть одно из важнейших средств развития духа.
Когда дух не развивается, духовные вещи постепенно становятся для нас такими же, как для глухого музыка. Мы в таком состоянии сегодня и находимся…

…Религия в школе не должна быть навязана. Кстати, она вообще не должна быть и государственной, потому что это есть нечто интимное, глубокое, духовное. Бог не пропагандирует Себя и не занимается агитацией. Нужно не давить человека религиозной идеей, а помочь ему, чтобы он открылся навстречу всему духовному, так же как учить человека мыслить, любить, работать, слышать слово Божье – всему надо научить.


Александр Мень (1935—1990)

Православный священник, богослов. Автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению. Мень – первый священник России, начавший выступать по радио и телевидению. Его миссионерская деятельность началась в 1988 году, в дальнейшем он прочел более 200 лекций.

Рейтинг@Mail.ru