ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
Отказ от преимуществ счастья
Из трактата «О педагогике», 1803 год
Принимаясь за чтение педагогических сочинений Канта, внутренне сжимаешься – каждый, кто прочел, а не пролистал хотя бы «Критику чистого разума», понимает почему. Но Кант поразительно точно держит жанр: если «О педагогике» – значит, о педагогике, и слово «трансценденция» в этом трактате
не встречается ни разу.
Кажется, что Кант даже несколько изменяет себе в этом сочинении: «воспитание по Канту» выходит респектабельным, солидным,
по-немецки добротным и вполне практическим. Но это только первое ощущение: как всегда у Канта, надо быть очень внимательным
к словам, и тогда понимаешь, какие значительные вещи вскрывает философское зрение в самых обыденных ситуациях воспитания.
Например: как часто мы оцениваем ребенка? Можно сказать, что общепринятое воспитание есть
во многом последовательная (или
не очень) перемена оценок, которые, как нам кажется, и являются педагогическими инструментами.
«Ребенка приучают оценивать себя
со слов других, – говорит об этом Кант. – Напротив, он должен оценивать себя по понятиям собственного разума».
Тут нам, конечно, очень хочется возразить. Наверное, отчасти потому, что Кант одной фразой лишает нас доброй половины нашего воспитательного арсенала. Сразу приходит в голову множество аргументов: дескать, какие могут быть понятия у ребенка, взрослые знают лучше, что он, ребенок, о себе понимает… А еще хочется спросить:
а зачем ребенку «оценивать себя
по понятиям собственного разума», откуда такая категоричность?
Личность должна «иметь внутреннюю ценность в своих собственных глазах», отвечает Кант. И все становится
на свои места. Это слишком узнаваемо: ребенок, в котором ущемлено или вовсе задавлено ощущение его именно внутренней, а не внешней, социально-ролевой ценности; ребенок, который, кажется, боится даже самому себе признаться, что он вообще есть.
Это лишь один эпизод кантовских педагогических наблюдений; другие не менее категоричны – и не менее точны.
Дисциплина не дает человеку под влиянием его животных наклонностей уйти от его назначения – человечности. Дисциплина, следовательно, есть нечто отрицательное: это – средство уничтожить в человеке его дикость; наоборот, обучение есть положительная часть воспитания.
…Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
…Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. Без этого все – пустой механизм.
Воспитание… должно образовывать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо.
…Воспитывать – значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах.
…Дисциплина не есть что-то рабское; ребенок всегда должен чувствовать свою свободу, но только так, чтобы не мешать свободе других; поэтому он должен встречать противодействие.
…Обыкновенно детей попрекают: «Фу, стыдись, как это можно!» и т.п. Подобных вещей в первое время воспитания совсем не должно быть. Ребенок не имеет еще понятия о стыде и приличии, ему нечего стыдиться, он не должен стыдиться; из-за этого он только робеет, становится в тупик при взгляде на других и начинает избегать чужих людей. Отсюда возникают замкнутость и вредная скрытность.
…Руссо говорит: вам никогда не воспитать порядочного человека из мальчишки, который раньше не был сорванцом. Хороший человек может скорее выйти из живого мальчугана, чем из умничающего, обдумывающего свои поступки пай-мальчика. Ребенок не должен мешать обществу, но не должен и подделываться под него.
…Не портите ребенку удовольствия, не преподносите требований приличия, из-за которых он становится только робким и боязливым; с другой стороны, это настроит его на мысль как-то проявить себя. Нет ничего смешнее, чем старчески благоразумная нравственность или самомнение умничающего ребенка. В последнем случае мы должны тем более дать почувствовать ребенку его слабости, не выказывая, впрочем, слишком сильно наше превосходство и нашу власть, чтобы он развивался сам, но только как член общества, и знал, что мир достаточно велик для него, но что он в то же время должен существовать и для других.
В «Тристраме Шенди» Тоби говорит мухе, которая долго его беспокоила и которую он наконец выпустил в окно: «Иди, злая тварь: свет достаточно велик и для меня и для тебя!» И это всякий может сделать своим девизом. Мы не должны отягощать друг друга; свет достаточно велик для всех нас.
…Детей балуют, исполняя их волю, и детей совершенно неправильно воспитывают, действуя прямо против их воли и их желаний.
…Моральная культура должна основываться на принципах, а не на дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое – воспитывает образ мышления.
…Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной.
…Первая забота при моральном воспитании – выработать характер. Характер – это способность действовать по принципам. Сначала это принципы школы, затем – принципы человечества. Однако в детях нужно воспитывать не характер гражданина, а характер ребенка.
…Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. Когда он будет жить в свете, где не всегда бывает так и где он может делать добро, не получая награды, и зло, не получая наказания, то из него выйдет человек, который только и будет смотреть, как бы ему хорошенько устроиться в мире, и который будет хорошим или дурным, смотря по тому, что он найдет для себя более выгодным.
…Говорить что-нибудь об обязанности детям – тщетное занятие. В конце концов они смотрят на нее как на нечто такое, за нарушение чего следует розга. Ребенка можно наставить лишь при помощи инстинкта, а когда он подрастет – нужно связать воспитание с понятием долга. И стыдить нужно не в детстве, а только лишь в юношеских летах. Это уместно лишь тогда, когда понятие о чести уже пустило свои корни.
...Многие люди думают, что их юношеские годы были самыми лучшими и приятными в жизни. Но это наверное не так. Это самые тяжелые годы, потому что тогда постоянно приходится подчиняться дисциплине, редко можно найти настоящего друга и еще реже пользоваться свободой.
...Детей нужно обучать лишь тому, что соответствует их возрасту. Многие родители бывают рады, если их дети с ранних лет могут говорить, как взрослые. Но из таких детей обычно ничего не выходит. Ребенок должен иметь ум ребенка и не выставляться напоказ слишком рано.
…Детей следует оберегать от излишней жалостливости к другим. Жалостливость в действительности есть чувствительность; она идет лишь к чувствительному характеру. Она отличается от сострадания и есть, собственно, недостаток, состоящий в том, что все ограничивается одним лишь сожалением.
...Обязанности, которые должен исполнять ребенок, – это лишь обычные обязанности по отношению к себе и другим. Эти обязанности нужно выводить из самой природы вещей. Обязанность человека по отношению к самому себе – не отрекаться от общечеловеческого достоинства в своем лице.
…Зависть пробуждается тогда, когда ребенка приучают оценивать себя со слов других. Напротив, он должен оценивать себя по понятиям своего разума. Христианская религия не столько учит смирению, сколько делает человека смиренным, потому что он должен сравнивать себя с величайшим образцом совершенства. Но совершенно неправильно находить смирение в том, чтобы ценить себя ниже, чем других. «Посмотри, как тот или иной ребенок ведет себя!» и т.п. Восклицания подобного рода только развивают весьма неблагородный образ мыслей. Если человек ценит свое достоинство по другим, то он старается либо поднять себя над другим, либо уменьшить достоинство другого. Последнее уже есть зависть.
…Никоим образом нельзя допускать, чтобы один ребенок стыдил другого. Следует избегать всякой гордости, основывающейся на преимуществах счастья. Вместе с тем, однако, следует стараться развивать в детях прямоту. Прямота – это скромная уверенность в самом себе.
…В воспитании все основывается на том, чтобы всюду установить истинные причины и сделать их понятными и удобоприемлемыми для детей. Дети должны… взвешивать внутреннюю цену каждого поступка и действия, а не слова и душевные движения.
…Но прежде всего их нужно предостерегать от того, чтобы они никогда не ценили слишком высоко merita fortunae – дары счастья.
Иммануил Кант (1724—1804)
Немецкий философ
и естествоиспытатель. Его работы дали толчок развитию различных философских и психологических систем (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, гештальтпсихология,
общая и экспериментальная психология и др.).