ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ
Мужество быть
Из книги «Духовная ситуация времени», 1932 год
Если пользоваться определением самого Ясперса, можно сказать, что цитируемая нами книга – попытка увидеть любое время как духовную ситуацию: «какой ответ дается сегодня на вопрос о человеческом бытии?». Мы вряд ли сможем ответить на этот вопрос; и в этом
не-отвечании зафиксировано продолжение тенденции, описанной Ясперсом: «Общим сегодня является не человеческое бытие как всепроникающий дух, а расхожие мысли и лозунги».
Если перевести разговор
на воспитание, становится ясно, что воспитание в сегодняшнее время все меньше рассматривается как традиция – одна из традиций – духовной жизни человека вообще.
«…Характерен распад субстанциального воспитания, замена его бесконечными педагогическими опытами», – пишет Ясперс.
Педагогическими моделями, программами, концепциями – можем добавить мы. В основании которых лежат идеи, научные данные, определенные ценности,
но практически никогда – предельный вопрос о бытии человека. Скорее всего это объективный процесс, иначе нам придется изобретать теорию глобального заговора против педагогики.
В конце концов, не зря и сам Ясперс еще в тридцатые годы писал, что люди все больше становятся функциями «аппарата обеспечения существования», что духовная жизнь все чаще пресекается, не успев зародиться. И то, что происходит
с педагогикой, в этом смысле есть лишь частный случай общей мировой тенденции.
Но все-таки есть что-то,
что составляет если не саму традицию воспитания, то память о ней, есть как ощущение, как беспокойство, как нежелание капитулировать. Не случайно Ясперс пишет: «…в бессилии перед сложившимся типом человека все-таки делать все возможное, чтобы посредством передачи глубочайшего содержания традиции придать человеку благородство, – в этом заключена сила воспитателя».
Человек – это дух, ситуация подлинного человека – его духовная ситуация.
Тот, кто захочет уяснить эту ситуацию как ситуацию современную, задаст вопрос: как до сих пор воспринималась ситуация человека? Как возникла современная ситуация? Что означает вообще «ситуация»? В каких аспектах она проявляется? Какой ответ дается сегодня на вопрос о человеческом бытии? Какая будущность ждет человека?
…Общим сегодня является не человеческое бытие как всепроникающий дух, а расхожие мысли и лозунги, средства сообщения и развлечения. Они образуют воду, в которой плавают, а не субстанцию, быть частью которой означает бытие.
…Превращая отдельных людей в функции, огромный аппарат обеспечения существования изымает их из субстанциального содержания жизни, которое прежде в качестве традиции влияло на людей.
…Воспитание делает индивида посредством его бытия соучастником в знании целого. Вместо того чтобы неподвижно пребывать на своем месте, он вступает в мир, и таким образом его существование может быть в своей узости все-таки одушевлено всем. Человек тем решительнее может стать самим собой, чем яснее и наполненнее мир, с которым его собственная действительность составляет единство.
…Если субстанция целого бесспорно присутствует, то воспитание, связанное с прочной формой, обладает своим само собой разумеющимся содержанием. Оно означает строгую серьезность, с которой новое поколение каждый раз втягивается в дух целого как образованность, исходя из которой живут, трудятся и действуют. То, что совершает воспитатель, почти не осознано. Полностью пребывая в своем деле, он служит, не делая экспериментов, потоку становления человеком…
…Но если субстанция целого стала вызывать сомнение и находится в состоянии распада, воспитание становится неуверенным и раздробленным. Оно уже не приводит детей к величию всеохватывающего целого, а служит разнообразному опосредствованию. Личная деятельность учителя выступает на первый план, подчеркивается и вместе с тем теряет свое значение, поскольку она не опирается на целое. Предпринимаются различные попытки, чередуются рассчитанные на короткое время содержания, цели и методы.
Воспитание приходит в упадок, если исторически воспринятая субстанция распадается в людях, которые в своей зрелости несут за нее ответственность. Забота об этой субстанции становится сознанием опасности ее абсолютной утраты. Один обращается назад и хочет передать детям в качестве абсолютного то, что для него самого уже не безусловно. Другой отвергает историческую традицию и занимается воспитанием так, будто оно находится вне времени и состоит в обучении техническому умению, в приобретении реального знания и в умении ориентироваться в существующем мире. Каждый знает – кто завоюет молодежь, обладает будущим.
…Для нашей ситуации характерен распад субстанциального воспитания, замена его бесконечными педагогическими опытами. Создается впечатление, будто завоеванная человеком свобода сама отказывается от себя в пустой свободе ничтожного. Эпоха, не доверяющая сама себе, озабочена воспитанием, будто здесь из ничего может вновь возникнуть нечто.
...Сегодня государству даны две крайние возможности.
Либо оно предоставляет полную свободу в деле воспитания… Допускается многообразие учебных планов и попыток вплоть до необозримой раздробленности, ограничиваемой только тем, что утвердиться может лишь то, что находит опору какой-либо политической группы власти.
…Иногда создание школы приводит к успеху благодаря личным качествам директора, если он свободен в выборе учителей. Но в целом результатом оказывается противоречивая деятельность учителей, не понимающих друг друга и подчиняющихся механическим учебным планам в школах, где отсутствует дух подлинной общности за фасадом патетики национального, мировоззренческого и социального характера.
…Дети лишены истинных, значительных, благородных впечатлений, которые не забываются и могут определить всю их жизнь. Чрезмерные требования в области фактического обучения заставляют их напрягать силы, не формируя их сущность. Вследствие того что ребенка дергают в разные стороны, он обнаруживает лишь обломки традиции, но не мир, в который он мог бы с доверием вступить.
…Либо государство овладевает воспитанием, незаметно и насильственно формируя его в своих целях. Тогда возникает единообразное воспитание, парализующее духовную свободу. Основные убеждения фиксируются в виде определенного верования и вместе со знанием и умением вколачиваются как способ чувствования и оценки.
…Для того чтобы воспитание вновь стало тем, чем оно было в свои лучшие времена, то есть возможностью стать в историческом континууме человеком в самобытии, необходимо исходить из веры, косвенно опосредствующей в строгости обучения и упражнения духовное содержание.
…Воспитание зависит от изначальной жизни духовного мира. Воспитание не может пребывать само по себе; оно служит традиции этой жизни.
Государственная власть не может здесь ничего создать: она может только защитить или разрушить.
...Жизнь как существование, которое проходит в течение сумм мгновений, а затем прекращается, не имеет судьбы; время для него лишь ряд моментов, воспоминание безразлично, настоящее лишено будущего – оно лишь мгновенное наслаждение существованием или помеха ему. Судьбу человек обретает только посредством связей, не принудительных, охватывающих его в его бессилии как чуждые, а в принятых им, которые становятся для него собственными. Они держат его существование в единстве, чтобы оно не распадалось тем или иным образом, а стало бы действительностью его возможной экзистенции. Тогда воспоминание открывает перед ним свою неизгладимую основу, а будущее – пространство, из недр которого вырастает требование ответственности за его нынешние действия. Жизнь становится неопределимой в своей целостности. В ней содержатся возраст человека, его осуществление, зрелость, возможности. Самобытие есть жизнь, которая хочет стать целостной, причем только посредством значимой для нее связи.
…От одиночества спасает не мир, а самобытие, устанавливающее связь одного человека с другим. Это единство обладающих самобытием есть невидимая действительность существенного. Поскольку объективного критерия надежного самобытия не существует, оно не могло быть объединено в группы власти.
Подобная близость обладающих самобытием людей – лучшее, что может быть нам даровано сегодня. Эти люди служат друг другу гарантией того, что бытие есть.
В миру это те, кто меня волновал как действительность, кто оставался во мне, приводил меня к самому себе, а не те, кто проходил мимо, с кем я просто общался. У нас больше нет пантеона, им служит нам память об истинных людях, которым мы обязаны тем, что стали такими, как мы есть.
Они пребывают для нас как бы в уверенном знании их близости, остаются без притязаний вовне, без обожествления, без пропаганды. Они не встречаются среди того, что открыто публичности и значимости, и тем не менее именно они определяют правильное движение вещей.
…В той мере, в которой действует сознательная воля, будущее полностью зависит от политической и педагогической деятельности. Напрягать волю в бессилии перед ходом вещей, воздействовать на них – в этом мужество самобытия действующего в политике человека; в бессилии перед сложившимся типом человека все-таки делать все возможное, чтобы посредством передачи глубочайшего содержания традиции придать человеку благородство, заключена сила воспитателя.
Карл Ясперс (1883—1969)
Немецкий философ и психиатр,
один из создателей экзистенциализма. Профессор философии Гейдельбергского университета. В 1937 году отстранен от преподавания,
в 1945-м восстановлен
в должности.