«Мои непослушные, смешные, неугомонные»
Записки классного руководителя после выпускного
Мы расстаемся. И хоть не впервой
это учителю, а снова та же тревога:
как я без них, они без меня? Привыкли, сдружились, сроднились. Встретятся ли на их пути люди, которые поймут ребят так, как я? Придут ли ко мне дети, которые будут доверять мне
так же, как эти?
Момент промежутка, сладкий
и горький, ожидаемый и внезапный одновременно, он, конечно, кризисный. Но и благодатный, ведь что бы мы на прощальных вечерах ни сказали друг другу, главного все равно не выразили. И мы продолжаем подбирать слова внутри себя.
Люди ценны друг другом. Взаимность дороже всего на свете. Близкий –
это не тот, кто находится рядом, а тот, кто живет в твоем сердце. Но это уже не только педагогика…
Это был потрясающий класс. Каждую неделю, каждый день он буквально «потрясал» и меня, и школу, и родителей. За два года работы с этими детьми я привыкла к ожиданию чего-то неожиданного, из ряда вон выходящего.
Так было не сразу – в десятом классе ребята были спокойными, неконфликтными, одно удовольствие… А потом, в одиннадцатом, мальчишек словно подменили.
…Помню их растерянные лица, когда они все в одночасье остались без мобильных телефонов: «Понимаете, мы же помочь хотели! Мужчина, представительный такой, серьезный, шел прямо от кабинета директора! Сказал, что он – из министерства, ему нужно помочь из магазина донести обои! Ну мы и пошли, как же не помочь?! А он нас разделил на группы по два человека, поставил на улице в разных местах и предложил сдать ему на хранение мобильники, чтобы они не мешали работать. Ну мы и отдали… Стоим-стоим, а он исчез! Вернулись в школу, оказалось, что с директором он не встречался, что та вообще о нем знать не знает! А где наши мобильники-то?!»
Где? Думаю, к этому моменту они уже продавались в каком-нибудь магазинчике для подержанных телефонов.
…А потом они победили на городском конкурсе КВН. «Мы так здорово выступали! Всех разгромили! Жаль, что вы нас не видели!» – наперебой рассказывали они на следующий день. А я, увы, не смогла тогда прийти за них поболеть.
…Через некоторое время прихожу в школу, а мне говорят, что один мальчик из моего класса с тяжелой лицевой травмой в больнице. Что случилось?
Он – самый артистичный из всех. Потому, видно, и решил подшутить над новичком-десятиклассником: сказал ему, что все новенькие должны платить одиннадцатым классам «дань». А новичок принял угрозу за чистую монету, поэтому, не долго думая, ударил вымогателя, перешел, так сказать, в нападение, благо сам давно занимается боксом. Страшная травма. Хорошо, что родители ребят поняли: виноваты оба. Но трудно было, очень трудно.
…А что они учудили первого апреля! Мы в этот день по школе дежурили. Вечером, прямо перед дежурством, звонят: «Вы завтра, пожалуйста, не удивляйтесь. Мы кое-что придумали». – «Боже! Что еще?» – «Ну… В общем, мы придем не в обычной сменной обуви». – «Неужели в ластах?» – «Нет, в них ходить неудобно. Завтра увидите, только не волнуйтесь, все будет хорошо!»
Первого апреля на дежурстве по школе все мальчишки из моего класса стояли на постах в пушистых мохнатых домашних тапочках: с ушками, с глазками, ротиками; в голубых, белых, желтых и розовеньких.
…Однажды директор говорит: «Вы знаете, что ваши отчебучили?!» От такой фразы стало жутко – вдруг опять с кем-то несчастье? «Они сайт открыли! А на нем пишут что ни попадя! Обо всех учителях, даже обо мне!» Про этот сайт в школе ходили легенды, про сайт, посвященный нашей директрисе. Там дети писали свою «правду-матку» про нее и про школьные ситуации. Наивные! Думали, она не поймет, чьих это рук дело.
Скандал сменялся скандалом, наконец сайт они закрыли. Но говорят мне: «Мы другой откроем! Еще лучше прежнего! Уже делаем».
Ой-ой-ой… только бы школу смогли закончить!
…Помню, как встретила своих мальчишек на лестнице, у всех взгляды лукавые. Они шли во время урока на второй этаж, а я спускалась вниз, но решила вернуться и посмотреть, чем это они собираются там заниматься, раз глаза так каверзно блестят. А они… не поверите! Они штаны приспустили и стали бегать по коридору, хлопая себя по попам, будто лошадь погоняют. Желая приструнить «хулиганов», пообещала обязательно рассказать об их выходке родителям. «Не надо, пожалуйста!» Конечно, я не стала об этом говорить никому…
…В конце апреля пошли в поход, решили отдохнуть. До стоянки добирались долго, приехали страшно голодными. Сняли рюкзаки, я дала команду на сбор дров и обустройство лагеря – не дай бог, дождь пойдет. Несем мы из леса дрова, вдруг девчонки мои спрашивают: «Интересно, почему только девочки и вы, женщина, дрова несут? Куда мальчишки-то все делись?» Оглянулась… Правда, ни одного «артиста» рядом нет: «Сейчас узнаем». Выходим на поляну, а там – картина, достойная кисти Шишкина. На краю поляны стоит мертвое дерево, а на нем вместо «мишек» наши мальчишки. Один – на самой макушке, пара – чуть пониже, остальные – вокруг дерева. Все взволнованны, озабоченны. Говорю: «А вот и они. Ни дать ни взять инопланетяне!»
На наши вопросы, уговоры они не реагировали. Все были заняты важным делом – пытались повалить мертвое дерево. Привязывали к ветвям веревки, подпиливали, толкали… часа два, не меньше! За это время мы лагерь разбили, еду сварили. Зато потом три дня никто в лес за дровами не ходил: поддавшееся натиску наших ребят-инопланетян дерево нас и обогрело, и накормило. Хорошо, что рядом с нами были наши мальчишки!
…На последний звонок пришли серьезные, красивые. Я волновалась сильно: всем ли цветы купили, все ли приготовили. «Конечно, всем купили! Не волнуйтесь!» Выучила стихи, чтобы не говорить «речь», но на всякий случай взяла с собой шпаргалку. Иду на трибуну, рука с текстом дрожит. А они… они встают, за ними – два других класса. Слушали стоя, хлопали. И тут заметили, что мне они букет забыли приготовить. Про себя я им, естественно, не напоминала, вот и оказалась без цветов. А они давно меня воспринимают как свою, вот и забыли сосчитать. И тут мои артисты-хулиганы выстроились в линейку, пошли в моем направлении, и каждый отдал тот цветок, который держал в руках.
Лучше букета, сложенного моими детьми в тот момент, я не держала в руках никогда. Розы, ромашки, сирень, тюльпаны…
…Дорогие мои, непослушные, смешные, неугомонные мальчишки и девчонки! Как же я вас люблю!