Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Не изолируйте ребенка от улицы!

Одного ребенка родители гонят на улицу, а он упирается; другого всеми силами не пускают. «Неделю никуда не выйдешь» – это серьезное наказание для того, кто только на улице начинает жить по-настоящему; и это ничего не значащая фраза для ребенка-домоседа. Говорим: «Можешь погулять час». Дали ролики: «Будь на стадионе до семи». Кажется, ситуация в наших руках: «улицы» должно быть в меру, она не должна затягивать, но и отменить игры со сверстниками тоже нельзя. Поэтому большинство родителей гуляние детей на улице считают несерьезным занятием и произвольно регулируют процесс:

«Да что же это, часами во дворе играешь, пора бы серьезными делами заняться… Не пришел вовремя – больше на улицу не пойдешь… С камнями и палками чтоб в дом не заходил, выбрось… Ах, ты с Петей так подрался? Чтоб больше этого Пети я у нас дома не видела… Нет, с Катей тебе гулять не надо, не отпущу…»

Весьма поверхностная, чисто дисциплинарная реакция на ситуацию «ребенок и улица». И никакой заботы о том, умеет ли он играть со сверстниками, какие роли он занимает в играх – лидер, изгой, принимаемый? Как реагирует на провокации и прочее социальное «просвещение»? Может ли он за себя постоять, готов ли не уподобляться?
Если дела обстоят так, вряд ли ребенок расскажет вам о том, что с ним происходит во дворе, ибо все происходящее там для него очень серьезно.
Не всегда это можно назвать играми. Взяли чужой велосипед, проткнули шину, а вину свалили на самого тихого. Договорились про «новые прятки»: он все время будет водить, а мы все время – прятаться. Да, когда все подговорились против одного – это нехорошо, но играть-то хочется. Двор один, дети такие, какие есть, и если не играешь с ними – не играешь ни с кем. Принимаемым охота быть в любой роли, и ты хоть и обижаешься на роль, в игру тянешься. Как результат: родителям приносят «поломанные вашим ребенком дорогие ролики». Тут спохватились: «Не умеешь гулять – больше не пойдешь… Ах, тебя обижают, так и не лезь к ним, играй один».
Но изоляция от улицы, лишение общения со сверстниками не выход. Дети не просто «бегают и играют» во дворе – получают необходимый опыт. Разный, хороший и не очень, полезный и негативный. Как реагировать?
Если ребенок принес в дом непристойную фразочку, не делайте большие глаза: как принес, так и унесет. Достаточно обратить его внимание на то, что дома так никто не говорит и говорить не собирается по очень простой причине...
Если вам кажется, что подружка плохо влияет на вашу дочь, потому что «от нее один беспорядок», не возмущайтесь, помогите ей организоваться. Ведь если девочка не приучена к порядку, это не означает, что она не может быть хорошим другом...
Правило: мы не изолируем ребенка от мира, но не забываем учить его грамотно взаимодействовать с ним. Обычно дети и сами хорошо понимают, кто есть кто; сами принимают решение, с кем общаться, а с кем нет. Но этот выбор формируется только в семье, задолго до первой самостоятельной прогулки.
Мы могли бы лучше понимать детей, стремящихся играть-гулять, если бы почаще сами играли с ними. Другое дело – не все родители видят в этом смысл.

Рейтинг@Mail.ru