Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Многие эксперты говорят о значимости индивидуального подхода в работе с трудными подростками. Но что надо сделать, чтобы индивидуальный подход действительно вошел в практику педагога? Об этом размышляет специалист по социально-педагогической работе В.Щепетов в статье «Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 3 за 2008 год). Автор акцентирует внимание на двух моментах: во-первых, надо хорошо разбираться в факторах, которые обуславливают так называемое отклоняющееся поведение (в публикации подробно рассматриваются эти факторы), а во-вторых, нужно знать характерологические особенности подростков и уметь правильно использовать эти знания. Например, демонстративным подросткам важно показать, что окружающие понимают внутренние причины их поведения (желание быть неординарным, выделиться из общего ряда). Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания этих учеников, необходимо разъяснить им, что удовлетворение их амбиций – реальная задача. К примеру, они могут реализовать свои притязания на занятиях, связанных с творческой деятельностью.

Известно, что снижение мотивации к учению часто происходит из-за негативных эмоций, которые переживают дети в школе. Особенно сильной помехой для мотивации являются переживания страха и тревожности. Но как определить уровень тревожности у школьников? Учитель поспеловской средней школы № 2 (Алтайский край) О.Нартова предлагает использовать для этого «Тест на уровень тревожности Филлипса». Методика работы с тестом опубликована в статье «Изучение и формирование мотивации учащихся» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2008 год).
По мнению автора, один из наиболее эффективных способов поддержать учебную мотивацию – применение технологий, нацеленных на развитие мотива достижения. Подобная работа предполагает, в частности, что учитель помогает ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. Например, после выполнения задания можно попросить учеников рассказать о том, что им было особенно трудно и как они с этим справились.

Наверное, все педагоги согласятся с тем, что эффективное обучение включает в себя как минимум три элемента: состояние (настрой), стратегию и содержание. Но, к сожалению, традиционные системы школьного образования почти не уделяют внимания «состоянию», которое, согласно психологии, является едва ли не самым важным элементом успеха: «дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начнется.
Как же открывается эта «дверь»?
О приемах создания соответствующего настроя на учебных занятиях рассказывают американские исследователи Гордон Драйден и Джанет Вос в статье «Учиться правильно – значит учиться легко, быстро и весело» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2008 год). В публикации обобщен опыт ведущих американских и канадских учителей. Так, по мнению канадских педагогов Анны Форестер и Маргарет Рейнхард, большую роль в создании благоприятного климата на занятии играют разнообразие, сюрпризы, воображение: неожиданные гости, спонтанные проекты (День старых традиций, выставки домашних животных, исследования по инициативе самих детей), загадочные экскурсии, а также регулярное обращение к чтению и дискуссиям. Автор книги «Суперпреподавание» Эрик Йенсен считает, что в начале занятия учителю важно помочь ученикам представить, «как бы они использовали в будущем новые знания», и тем самым выработать какие-либо позитивные идеи, связанные с учебными целями. Многие творческие учителя стараются особым образом обставить классную комнату, вывешивают на стены классов цветные плакаты, в которых отмечают основные идеи учебного курса, используют музыкальные произведения, в общем, стремятся включать все органы чувств. Но, к сожалению, забывают о движении. «Каждый опытный учитель обязательно использует в своей практике словесную стимуляцию, музыку, зрительные образы,  – пишут авторы. – Но только действительно выдающиеся преподаватели включают в образовательный процесс кроме всего этого еще и много действия, много движения, активное участие учеников».

Рейтинг@Mail.ru