Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.С.Сергеев
Как организовать проектную
деятельность учащихся

М., Аркти, 2008

Не вести проектную работу в школе или хотя бы не заявлять о таком намерении стало уже почти неприличным. Но проектная деятельность довольно сложна, а ее организация требует от учителя теоретических знаний и немалого мастерства. Умение приходит лишь с практикой, а вот начинать нужно, конечно, с освоения азов: какими бывают учебные проекты, как сформулировать цели, наметить структуру работы, представить результаты, организовать совместную деятельность учеников друг с другом и учителем и еще множество тонкостей, незнание которых может привести к неудачам и разочарованиям.
Автор коротко, почти конспективно излагает «Анатомию учебного проекта», более подробно останавливается на самых актуальных проблемах и вопросах, которые чаще всего встают перед учителем (какова роль учителя? Проект и урок: вместе или врозь? Персональные или групповые проекты: что эффективнее? «Подводные камни» проектного метода).
Довольно много внимания уделено практическим примерам. Дан вариант самоанализа проектного урока, годичная циклограмма подготовки и проведения проектной недели, приведены краткие описания мини-проектов. Они, конечно, не предназначены для точного повторения – это противоречило бы самой природе проектной деятельности, – а вот как образец для разработки собственных идей очень даже могут пригодиться. Той же цели служат примеры проектов: исследовательских, практико-ориентированных, информационных, творческих, ролевых. Тем, кто только начинает разработку проектного направления в школьном образовании, могут быть полезны темы проектных работ, проведенных в московских школах на протяжении пяти лет. Интересными для читателя могут оказаться и результаты социологического опроса школьников о проектной деятельности.

Стратегия и тактика учителя
М., 2005

«Мы хотим, чтобы наши ученики мыслили самостоятельно, оригинально, чтобы они хорошо, свободно говорили. Еще хотим, чтобы у них был интерес к учебе. Еще хотим…» – так начинается одна из статей сборника. Все перечисленные задачи действительно ставит перед собой каждый учитель, и каждый учитель знает, как нелегко этого добиться.
Весь сборник, объединяющий под одной обложкой статьи авторов из США, Западной Европы, России, Казахстана, предлагает читателям разные способы, методы, приемы, позволяющие сделать обучение более эффективным, интересным, осмысленным.
«Как организовать обсуждение на уроке», «Развиваем сотрудничество семьи и школы», «Интерактивные конференции», «Караул! Замена» – уже названия работ настраивают читателя на практический лад и ориентируют его на разрешение самых сложных и болезненных учебных проблем.
Например, американец Чарльз Пирс рекомендует завести в классе доску, на которой ученики и учитель размещают вопросы, возникающие у них в ходе общения и обучения. Автор не теоретизирует, а подробно и доходчиво объясняет технологические подробности, советует, как инициировать появление первых вопросов, как с ними работать, достигая максимального образовательного эффекта.
А наша соотечественница Ольга Мейер рисует «речевой портрет учителя», предлагая читателю-педагогу обратить внимание на то, как он строит монолог, диалог, задает вопросы. Мы ведь редко задумываемся о том, насколько восприятие зависит от формы преподнесения материала. А красок, нюансов и специфических выразительных средств в области речевой стратегии немало: грамматические формы, интонация, темп, смысловые акценты.
Для всех статей характерен очень конструктивный подход, ярче всего отраженный в заглавии материала Игоря Загашева «Шум в классе: помеха или новая возможность», ибо каждую сложную для учителя ситуацию авторы предлагают рассматривать как повод для творчества и повышения собственного педагогического мастерства.

Рейтинг@Mail.ru