Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Иваницкая Елена

Яблоки для... самопознания

Психологические опыты в домашних условиях

Главный источник детской скуки, разумеется, традиция общения с детьми. Взрослые отталкивают детский мир, не хотят иметь с ним ничего общего, но при этом – о времена! – не разрешают свободно гулять во дворе, общаться со сверстниками, приводить в дом друзей. Дети все больше замыкаются на взрослых, а взрослым порой нечего сказать детям в свободной форме. Ничего интересного в голову не приходит…
Но что-что, а уж один-то объект у нас всегда под рукой. Он всегда интересен, обсуждать его можно без устали – это сам ребенок.

Можно, например, повторить опыты детского психолога Жана Пиаже. При этом вы лучше узнаете и поймете своего ребенка. Возьмем два прозрачных сосуда  – низкую широкую банку и узкую высокую бутылку. Задание такое: пусть ребенок нальет полную банку воды. Налил? Отлично. Теперь надо осторожно, не расплескав, перелить воду в бутылку. Перелил? Теперь пусть опять наполнит водой банку, поставит оба сосуда рядом и ответит на вопрос: в каком больше воды? Для взрослого само собой понятно, что воды и там и там одинаково. Для ребенка же ответ далеко не столь ясен. Ведь он своими глазами видит: в узкой бутылке вода стоит на более высоком уровне. Так, может быть, ее там больше? В опытах Пиаже дети именно так и отвечали. Если ваш ребенок скажет, что воды одинаково, похвалите его за совершенно точный ответ и попросите рассказать, как он пришел к такому умозаключению. А если он засомневался и все-таки сказал, что в бутылке воды больше, потому что она «выше», тоже похвалите – за рассуждение, но сразу покажите, в чем его ошибка.
Вот знаменитый опыт на развитие «установки». Все мы часто слышим и употребляем это слово, но редко задумываемся, что такое «установка», откуда она берется. Что ж, опять экспериментируем. Нужно взять два круглых яблока, одно побольше, другое поменьше. Пусть ребенок сядет на стул, вытянет обе руки, закроет глаза. В правую руку вкладывайте большое яблоко, в левую маленькое. Яблоки можно и нужно сжимать и ощупывать. Вкладывайте разновеликие яблоки восемь раз подряд и спрашивайте, какое больше. Ребенок чувствует и отвечает во всех случаях правильно. А на девятый раз вложите в ладони ребенка одинаковые яблоки и вновь спросите, какое больше. Бесчисленные эксперименты, проведенные психологами за последние десятилетия, доказали, что в этом случае ошибаются абсолютно все. Ошибаются даже сами психологи, прекрасно знающие механизм опыта и то, что на десятый или пятнадцатый раз в их руки будут вложены одинаковые предметы. Осязательное ощущение настойчиво уверяет, что один предмет значительно больше другого. Причем большим кажется именно тот предмет, который находится в левой руке, куда раньше вкладывали маленький. Порассуждайте, что же такое установка. Если коротко, то это выработанная предвзятость восприятия.
Эксперимент «Моя самооценка». Пусть ребенок возьмет листок бумаги и карандаш. Продиктуйте ему список слов, характеризующих качества личности: аккуратность, беспечность, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, медлительность, мечтательность, мстительность, нежность, нерешительность, обаяние, обидчивость, отзывчивость, развязность, решительность, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпимость, трусость, упорство, упрямство, уступчивость, холодность, энтузиазм. Нужно написать на другом листе «Мой идеал» и в столбик выписать слова, которые характеризуют «идеального», по его мнению, человека. На втором листке – «Антиидеал» и те слова, которые характеризуют очень неприятного человека. А теперь два листка положить рядом и выбрать те качества «идеала» и «антиидеала», которые присущи ему самому. Сделано? Теперь надо обработать результаты. Нужно число положительных черт, которые ребенок себе приписывает, поделить на количество слов в столбике «идеал». Если результат близок к единице, испытуемый явно себя переоценивает, считает воплощенным идеалом. Близкий к нулю результат говорит об излишней самокритичности. Результат около 0,5  – нормальная средняя самооценка. Так же действуем и с «антиидеалом». Приписанные себе негативные качества пусть ребенок поделит на количество слов в столбике «антиидеал»: здесь результат, близкий к единице, – свидетельство низкой самооценки, а близкий к нулю – излишне высокой.

Рейтинг@Mail.ru