СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Каникулярная скука
Почему она возникает и как ее разогнать
Школьник так мечтает о каникулах! Долгожданное лето обещает не только отдых, но и массу интересного – новые впечатления, новый опыт. В общем, ребенок заранее уверен, что будет здорово. Родители тоже уверены, что каникулы – это отлично.
Но куда чаще, чем хотелось бы, случается так, что подкрадывается неожиданная и нелепая беда, опрокидывающая все ожидания:
«Мне ску-у-учно…»
Повод подумать
Взрослые раздражаются: «Скучно ему! Займись полезным делом. Приберись в комнате, помоги по хозяйству, погуляй, поиграй!» А в ответ неожиданно грубая вспышка: «Не хочу!» Через некоторое время опять нытье: скучно! Что происходит? Ведь каникулы, свобода, досуг, простор, делай, что хочешь! Но если бы ребенок знал, чем заняться! Если бы его тянуло хоть к какому-нибудь делу!
Быть может, взрослым следует бросить все дела и начать развлекать ребенка? А не лучше ли тогда отправить его в лагерь или на площадку, где досугом детей занимаются специалисты? Уж там-то ни минуты покоя: отряд ведут с мероприятия на мероприятие, с кружка на кружок, из библиотеки в игротеку, с футбольного поля на зеленую эстраду… Но и при таком решении проблемы нет спасения от обескураживающего: «Мне ску-у-у-чно, не хочу». И вот почему.
И это все о ней…
Детская скука многообразна. Януш Корчак писал: «Скука одиночества, отсутствия впечатлений; скука излишка впечатлений. Скука острая, как обрушившаяся болезнь с высоченной температурой, и скука хроническая, тягучая, с обострениями. Скука-апатия, равнодушие к каким бы то ни было стимулам, вялость, неразговорчивость, ослабление жизненного пульса. Ребенок лениво встает, ходит сутулясь, волоча ноги, потягивается, отвечает мимикой, односложно, тихо, с гримасой отвращения. Сам ничего не хочет, но в штыки встречает каждую обращенную к нему просьбу. Отдельные внезапные взрывы злобы, непонятные, почти не мотивированные.
Скука – чрезмерная подвижность. Минуты не усидит на месте, ничем не может заняться, капризный, недисциплинированный, пристает, надоедает, обижается, плачет, злится. Иной раз нарочно провоцирует скандал, чтобы в ожидаемом наказании получить желаемое сильное впечатление».
Если так, скука – универсальный диагноз для обозначения дисгармоничных внутренних состояний. А они – основной источник опасного для окружающих или саморазрушительного поведения.
Лекарство от тоски
Дисгармония, она же неудовлетворенность, тоска, хандра – явление психофизиологическое. Это реакция организма на интеллектуальное и эмоциональное «простаивание», внутреннюю расслабленность и незанятость. Психофизиологи считают, что неощущение скуки достигается двумя путями. Первый – самоотключение, всякого рода «балдеж»: тяжелый рок, компьютерные стрелялки, телевизор без меры и тому подобные отупляющие занятия. Второй – повышение творческой активности.
Лучшее средство от скуки – фантазия, наличие интересов и увлечений. И что важно: никакие увеселения, специально организованные взрослыми, от внутренней маеты не спасают. Лекарство от скуки – не развлечение. Лекарство от скуки – увлечение. Это по-настоящему интересующее дело, в которое человек вкладывает силы души, внимание, фантазию, изобретательность. И уж если мы хотим повлиять на скучающего ребенка, станем искать, поддерживать и развивать в нем творческое начало.
Не пропустите настрой детей!
Порой кажется, что все эти лагерные «эпидемии», поветрия – гофрированные куколки из конфетных фантиков, чертики из катушечных ниток, бумажные лягушки и кораблики, одна на всех песня – естественная реакция на излишнюю заорганизованность жизни детей. Если бы не насыщенный график мероприятий, взрослые, быть может, и заметили бы возникшую вдруг увлеченность, придали бы ей новые формы, а то и ввели бы в культурный контекст. Например, девочки наделали себе бус из ягод боярышника, рябины, шиповника. Раз им нравится нанизывать ягоды иголкой на нитку, можно открыть мастерскую по изготовлению народного костюма. Что тут начнется! Замерить длину будущего сарафана, приготовить поясок-основу и, набрав целое ведро ягод, нанизать их на нити, прикрепляя каждую краем к основе. Юбка получается потрясающая. Живая, тяжелая, ароматная. И к ней можно приложить массу сюжетов – игровых, ролевых, музыкальных.
Или вот: вдруг все взялись рисовать одно и то же. Привидение. Динозавров. Куколок. Допустим, кто-то увлек техникой разукрашивания толченым стержнем карандаша или точечками фломастера, и все это делают охотно. Очень просто можно поступить: набрать побольше рисунков, обрезать каждый в виде конуса и, пользуясь скотчем, сформировать из конусов круг (еще одна подрезка по внешнему краю) – все, прекрасное, удивительное украшение помещения готово.
Или, как часто бывает в детском коллективе, дети выдумали персонаж и в него играют. Надо подыграть! Например, предложить сочинить Ласкалку для Персонажа. Довольно, если вы дадите начало: «Хрустик-зверюшка, жизнь не игрушка…» – рифмы не заставят себя ждать. «И кто бы Хрустика ни раздражал, кто бы его ни обижал…» – историю можно продолжать долго. Или колыбельную: «Хрустику надо бы спатеньки, надо бы Хрустику к маменьке…» – и тут чего только неожиданного и веселого не «выскочит».
Настройтесь сами
Но все такое случается не по вашему плану, а по ситуации, в которой оказались дети, уже чем-то увлеченные.
Обычно взрослые не понимают таких увлечений, не могут признать их ценность – то пугаются, а то стараются сделать вид, что ничего интересного не происходит. К счастью, бывает и наоборот. Бывают увлеченные взрослые, которые могут сделать игру буквально из ничего. Такой взрослый говорит ребятам, гуляющим по территории: «Пусть каждый возьмет у меня пакет и принесет в нем… один прозрачный предмет, один деревянный, три зеленых, один съедобный и парочку несъедобных – все это надо найти вот на этой площадке. Кто быстрее?»
Да, это всего лишь банальная уборка территории. Но вряд ли кто-то из ребят скажет «ску-у-учно, надоело». Потому что взрослый им попался – нескучный. Он еще и детей попросит придумать идеи для радостного выполнения других будничных дел.
Ему можно сказать: «Ой, как я обиделась на вас, вот сейчас превращусь в змею и уползу в кусты». Он тут же включится в сюжет – ежиком ли с колючками, или змееловом с заклятием – ведь змеи боятся гипноза! Контакт в ролевой игре возникает мгновенно. И заметьте, вот это – создание роли, умение отдаться игре целиком изнутри – и есть творчество, ничего запредельного.
Это правило: игра всегда похожа на тех, кто играет. Кто не играет, движется только прямо, действует сразу, в лоб – тот и скучает, тот и скуку навевает, того и жалко.