Кто попадет в класс для одаренных?
Комплектация классов идет и будет идти все лето. Выбирая школу для ребенка, родители стремятся определить его туда, где дают лучшее образование. Еще бы! По данным опросов Фонда «Общественное мнение», 50% россиян заявляют об одаренности своих детей. Но что интересно: чем выше статус и доход семьи, тем выше амбиции родителей, тем чаще они оценивают своих детей как одаренных. А в «низкоресурсных» семьях и слова такого не употребляют. Получается, раз богатый – значит, талантливый? А школа для одаренных – это просто дорогая школа? Нам пришло письмо:
«Мои дети, третий и шестой класс, учатся в разных школах, по разным программам. И вот что я наблюдаю: наш младший действительно талантливый ребенок, учится в школе для одаренных, но ходить в школу не хочет, рад любому поводу остаться дома. А старший всегда идет в школу с хорошим настроением, хотя посещает обычную школу в микрорайоне. В чем дело? Я смотрел их разные учебники, но они одинаково плохие. Я беседовал с их разными учителями, и они одинаково приятные люди. Меня очень беспокоит ситуация с младшим. Есть ли смысл в школах для одаренных? Туда ведь и попасть непросто, и учиться накладно».
Как раз в июне в Общественной палате прошли слушания, на которых обсуждалась проблема развития элитарного образования: одаренным детям негде раскрыть свой талант; если выявлять, развивать и использовать способности юных гениев, улучшится благосостояние всего населения; в каждом развитом государстве есть элита, состоящая главным образом из одаренных людей, – так говорили и первый вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы Игорь Ушаков, и председатель Комиссии Общественной палаты по образованию Михаил Ковальчук, и многие другие эксперты. Вероятно, в скором времени в России появится государственная целевая программа работы с одаренными детьми, и тогда, быть может, эта странная связь «деньги – талант» распадется.
Конечно, одаренные – это дети с особыми потребностями. Разумеется, с ними надо заниматься специально. Но достаточно вспомнить «ставку на лидеров» ПНПО, чтобы усомниться в успехе очередного предприятия: талантливые, но трудные, неудобные люди премии получают в редчайших случаях. Тонкий вопрос. Мы попросили прокомментировать ситуацию доктора психологических наук Александра Суворова:
– Если востребовать результаты, наработанные педагогической антропологией ХХ века, – а это огромные достижения – и применить их в массовой школе, количество талантливых людей в обществе многократно возрастет. Но это не в интересах государства. Оно предлагает «модернизацию», в результате которой подавляющее большинство населения становится малограмотным и духовно неразвитым. Оплачивать нормальную учебно-воспитательную работу с каждым индивидом оно не намерено. Только с некоторыми. Это безумие, потому что непременное условие выживания человечества – развитие каждой личности. И если уж реформировать образование, то в этом направлении, а никак не в противоположном.
Подытожим. Лучшее образование не то, которое так себя называет, а то, которое дает человеку силы совершенствовать себя.