Третья тетрадь
Детный мир
«Каждый мечтает о своем маленьком рае»
Записки участников театрального фестиваля
Летняя педагогика – искусство особое. Надо не просто занять детей, а увлечь их интересными и полезными делами, дать возможность каждому проявиться в игре и в общении. И тут наш главный помощник – доверие. Без учета реакции детей и начинать ничего
не стоит. Мы, конечно, приблизительно представляем себе, как они воспринимают наши мероприятия, что думают, и все же поговорим конкретно.
Недавно в Москве прошел фестиваль «Пролог–Весна 2008». Участники детских театральных коллективов представляли свои постановки, посещали мастер-классы, ходили
на экскурсии. Работала на фестивале и детская редакция, выпускалась ежедневная газета «Театральный гусь». И вот что, оказывается,
для ребят было важно…
…Утро было шикарным. Прохладно, но солнышко светило. Меня никто не мучил, не обижал. Такое ощущение, что я в лагере: друзья, коллектив и никаких родителей и учителей! На просьбу дать мне программку мне ничего не сказали, но показали, куда пойти… Ведущие не были скучными и придумывали разные развлечения для зрителей. Минут на пятнадцать мобильники из рук окружающих пропали. Вначале завораживающая музыка, темнота… и разговор между людьми. Включается полностью свет, и – «Здравствуй, фестиваль!».
…У нас происходило оригинальное знакомство. Мы разбирались, что нас пугает и радует, оказалось, что нас пугают тренинги и выступления, а радуют общение и обеды. Когда в столовой объявили: «Всем приятного аппетита!», весь зал ответил: «К черту». Очень насыщенная жизнь. Один день проходит, как целая неделя. Я редко так устаю, но все равно не хочу, чтобы это кончалось...
…На протяжении спектакля со сцены слышится один пиратский «настоящий» юмор типа «кашалотом тебя в ухо» и «твои глаза, как бермудский треугольник». Все это почему-то воспринимается публикой на ура – о любви и пиратской чести, сокровищах и людоедах. Покажут ли то, что я считаю самым главным и актуальным в нашем мире, – дружба и любовь между людьми предпочтительнее денег и богатства? Цитата: «Любить не можешь – не люби, сиди дома и дружи».
…Забавно. Появление на сцене доктора с большим шприцем вызвало восторг у публики, равно как и фраза: «На заборе всегда правду пишут». Летающие в зал и обратно на сцену подушки… эффектно. Но скучно. Было непонятно почему.
…Каждый мечтает о своем маленьком рае, стране, где он может делать то, что ему хочется, говорить, как ему угодно. Поучительная притча о том, как в любом райском уголке может поселиться вражда и обида. И знаете что? А я плакала в конце, потому что подумала, что я и есть Лысое чудовище. И очень я его понимаю, когда оно говорит, что кому-то ведь надо быть Лысым чудовищем.
…Собрались на «обсуждалки». Взрослые говорили, что в спектакле слишком много «фишек», из-за которых теряется сюжет, то, «ради чего». Я же хочу сказать, что просто люди хотели, чтобы спектакль лучше запомнился. Возможно, они хотели повеселиться и чтобы мы тоже повеселились. Я ни на одном спектакле так не смеялся, это же хорошо.
Про интерактив спорили. Про «ребенка», которого в зал передавали. Сверток из тряпок – и все, иллюзия пропала. А кто-то, получив сверток, чувствовал ответственность и умиление. Кто-то считал, что это хорошо, потому что развлекает, другие говорили об упрощении смысла и образов. И неясно, чего мы ждем, за чем следим. Я думаю, захватывает нас стихия чувств и отношений, это главное.
…Вроде бы все хорошо: и ребята как будто неплохо играли, и декорации, и вообще… Но что-то меня все время смущало. Мне почему-то не хотелось внимательно смотреть на сцену. И сюжет почему-то не сильно захватил. Мне с самого начала все было понятно: нельзя менять друзей ни на что. Где же тогда интрига?
…Да, смысл этот не перестает быть актуальным во все времена: не бойся быть непохожим на всех, ведь иное не значит плохое, просто что-то особенное. Но известные сказки не стоит ставить. Люди знают наперед, что им хотят сказать. Или уж так ставить…
…Мысли: обычное и ненужное для одного может показаться прекрасным и необычным другим. Надо ценить все, что есть. Как небрежно относились к жизни Кресло, Поваренная книга и Хрустальная ваза и как ценил последние минуты жизни Календарь! Ну почему надо считать, что он-то как раз и не успел понять, что такое жизнь?
…Люди не слышат друг друга, обычная история. Человек не может знать все, это понятно. Но, получается, именно поэтому ни один герой спектакля не отрицает возможности существования призраков. Мне кажется, что смысл в том, что когда у детей нет друзей, к ним приходят ангелы, с которыми они начинают дружить. Интересно придуман мир их обитания: куст белых роз. Дети никогда не будут одиноки, даже если будут одни. Ведь всегда найдется что-то, что даст надежду даже ребенку. Но все это довольно страшно…
…А в жизни, на обсуждениях, актеры вовсе не казались такими решительными, как их герои на сцене. Говорили: борьба с толпой напрасна. Толпа навсегда останется толпой. Она всегда будет такой, какой хочет видеть ее сильный правитель, а свободной не будет никогда. Говорили о том, что большинство сильных личностей, стремясь к власти, полагают, что они несут позитивную идею. Это и помогает им утвердиться. Но власть над толпой постепенно уродует их. Они и толпа уродуют друг друга. Это, пожалуй, очень взрослый спектакль. Смысл лежит слишком глубоко, чтобы до него можно было дотянуться молодой рукой.
…Мне кажется, что в спектакле слишком много тем для рассуждения: здесь и дружба между совсем непохожими людьми, и свой собственный мир, и чистая душа под страшным обликом привидения. Все это накладывается, наслаивается – и получается не пойми что.
…Мысли о том, что все это когда-то закончится, если и приходили в голову, то казались совершенно нереальными. Это вдруг прервалось, когда после очередного спектакля мы услышали обрывок фразы: «…это был последний спектакль на нашем фестивале». Все стало по-другому, но все же каждый успел позаниматься тем, что для него близко. И такое большое количество людей успели познакомиться по-настоящему: подходишь к любому, начинаешь с ним говорить на любые темы, и тебя поддерживают! Этого вполне достаточно, чтобы по окончании, когда мы покидаем те места, где нам было так хорошо, долго-долго мысленно быть «все еще там»…