Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Д.Демакова
Воспитательная деятельность
педагога в современных условиях
СПб.: КАРО, 2007
Для всех, кто хоть однажды встречался с Ириной Дмитриевной Демаковой, ее имя прочно связывается со словосочетанием «гуманизация пространства детства», ибо все ее книги, семинары, лекции призывают бережно и с уважением относиться к ребенку. А организация ежегодного летнего лагеря «Наш дом» еще и убедительно доказывает, что это вполне возможно. Хотя задача не из легких. Все устройство социума и многолетние традиции подразумевают, что «пространство детства выступает территорией, на которой осуществляется «выбраковка», «селекция», где ребенок впервые встречается с неравенством».
Для того чтобы профессиональный педагог мог противостоять этому, он должен прежде всего задуматься о приоритетах и ценностях своей работы, о том, чего он хотел бы добиться в результате взаимодействия с ребенком. Об этих непростых вещах автор беседует с читателем в первой главе книги, пытается вернуть нам истинные, человеческие смыслы воспитания. Например, высшим результатом воспитания автор считает «развитое чувство собственного достоинства, способность сочувствовать людям и стремление к свободе».
Во второй и третьей главах говорится о практической работе воспитателя в школе и летнем детском лагере.
С самыми острыми школьными проблемами детей работает обычно классный руководитель. Автор приводит статистику опросов относительно того, каким видят школьники хорошего педагога; говорит о том, как часто мы, взрослые, не понимаем ребят, а значит, не готовы идти им навстречу.
Самый увлекательный раздел книги, насыщенный дневниковыми записями и детскими высказываниями, посвящен лагерю «Наш дом», который создавался с использованием идей Януша Корчака.
Формы воспитательной
работы классного руководителя
М.: Школьная пресса, 2006
Среди многочисленных авторов сборника – педагоги школ и дополнительного образования, ученые, методисты, завучи по воспитательной работе, сотрудники педагогического университета. Одним словом, в статьях представлен весь спектр взглядов на воспитание как педагогическую деятельность. И опытный, и начинающий классный руководитель найдут здесь поводы для размышлений, полемики, идеи для планов дальнейшей работы.
При составлении плана воспитательной работы, защиты авторской программы пригодятся статьи, посвященные теории воспитания, классификации различных методов. Тем, кто только ищет свой стиль работы с классом, будет полезно прочитать подробное описание форм работы и пошаговое их описание с примечаниями.
В нескольких статьях предлагаются более конкретные тематические разработки. Например, тематика классных часов на учебный год. Некоторые популярные формы работы, такие как диспут, конкурс или школьный праздник, описаны несколькими авторами, то есть читатель имеет возможность ознакомиться и с теоретической, и с практической точками зрения.
Есть и описания более «экзотических», не распространенных пока широко, форм работы. К примеру, подробно описано создание музыкального видеофильма выпускным классом.
Словом, книжка пригодится и для основательных размышлений о профессии, и как «шпаргалка» для начинающего воспитателя. Кстати, некоторые идеи и формы работы могут пригодиться и руководителям кружков, походов, организаторам летних лагерей.