Вторая тетрадь
Школьное дело
СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
«Моим ребятам было очень обидно»
О чем стоит помнить взрослым, организовывая детей для совместного дела, чтобы любые возникающие трудности решались в рабочем режиме
Лето. Каникулы. Привычный круг одноклассников на время распался. Поездка в летний лагерь, поход, экскурсия – везде ребятам придется знакомиться, завязывать новые отношения.
Задуматься о педагогических правилах, которые нужно соблюдать, организуя знакомство ребят, меня заставил случай.
Не так давно мне довелось участвовать в работе группы
Продуктивного образования, в которую входили ребята и педагоги
из Германии, Швеции и Испании. Поочередно каждая
из стран – участников проекта принимала ребят из двух других стран. Пройденные этапы проекта показали, как важно при организации такой работы продумывать каждую мелочь...
Этап первый. Швеция
В самом начале проекта было решено всем вместе отправиться в трехдневный поход: что может быть лучше, чем знакомство у костра?
Приехали на место, переоделись… и все гости, включая меня, испугались. Дело в том, что хозяева запланировали военизированную игру, в ходе которой нам предстояло выжить в достаточно сложных условиях, подчиняясь командирам-ребятам (шведам).
Заметим, что до этого момента немцы предпочитали держаться в своей компании, испанцы – в своей, а шведы были сильно заняты как организаторы всего мероприятия. А тут по заранее приготовленным спискам всех разделили на три лагеря, в каждом списке – ребята из трех стран! И сразу возникла проблема: испанская группа, состоявшая из трех учителей и восьми учеников, отказалась расходиться, так как никто из ребят не говорил ни на одном языке, кроме родного. В немецкой группе нашлось несколько полиглотов, поэтому она смогла разделиться на две части. Правда, тут тоже возникли проблемы и слезы: в одной из групп оказалась девочка, все ее подруги – в другой команде.
Знакомая история, не правда ли? Но представьте себе ситуацию, усложненную языковым барьером, новой страной и тяжелыми походными условиями (дело было в январе!), и сразу станет ясно, как сложно было учителям...
Сколько бы ни было людей в одной группе, нельзя забывать, что каждый из них – человек со своими проблемами, ожиданиями, страхами. Группы «вообще» не бывает. Когда знакомятся группы школьников, нужно так спланировать ситуацию, чтобы каждый чувствовал свою значимость, свою ответственность за происходящее.
Если знакомство происходит на территории лагеря отдыха, где все собравшиеся – новички, коллективное творчество – идеальный вариант. Однако эта работа станет эффективной только тогда, когда каждый понимает, в чем состоит его вклад в общую задачу. Планирование и анализ результатов каждого этапа работы нельзя «упрощать» (что взрослые часто делают, заранее задавая для детей рамки дела, распределяя обязанности и посты) и «сокращать» (часто именно на рефлексию и анализ дня не остается времени).
Если группа собралась в таком составе впервые, можно (а во многих случаях – необходимо!) организовать ее работу в составе мини-групп, лучше всего – по два-три, в крайнем случае по четыре человека. В таких группах детям будет легче познакомиться, они сумеют договориться, даже на разных языках.
Если же знакомятся «гости» и «хозяева», даже при общем деле внимание хозяев должно быть сфокусировано на организации максимально комфортной для гостей ситуации. Именно эту ошибку допустили организаторы похода в Швеции: их мысли были обращены на проведение всей игры, и гости словно потерялись в общем действе.
К счастью, на этот раз в результате все остались довольны. Организаторы не стали медлить и ждать, когда напряжение в группах нарастет до предела. Напротив, в первый же вечер провели встречу педагогов, на которой каждый мог высказать свою точку зрения, предложить вариант выхода из возникавшего конфликта. Никто не встал в позицию обвинителя или защитника, все просто говорили о том, что чувствуют они и их ученики. Договорились, что гости проведут в лесу только одну ночь и уедут в город, а хозяева вернутся на день позже, мы будем ждать их в школе.
...Мы накрывали столы для общего торжества и немного завидовали тем, кто вернулся, преодолев все трудности. А на следующий день работа была организована по-другому: каждый из гостей должен был взять интервью у кого-то из шведских ребят. Все вместе приготовили вопросы, но интервью брали по отдельности. И сразу ситуация изменилась. Личная ответственность, взаимодействие один на один оказались очень действенными и для работы, и для знакомства.
Этап второй. Германия
Примерно через три месяца прошел второй этап проекта, в Берлине. На этот раз общей совместной деятельности не планировалось, вместо этого – работа немецких школьников и гостей в парах. Немецкая сторона решила каждому гостю дать возможность проработать два дня (по шесть часов!) вместе с немецкими ребятами на их практике. Надо сказать, что идея изначально казалась многим такой же авантюрной, как и три дня в шведском лесу в конце января. Смогут ли молодые люди работать без знания языка? Согласятся ли? Смогут ли немецкие ребята настолько ответственно отнестись к приему гостей, чтобы отвечать за их безопасность в большом мегаполисе?
Вопросов о «согласии» или «несогласии» не было вовсе. Дело в том, что каждый нашел свою «пару» еще до приезда в Германию: ребята просто написали друг другу письма и договорились, кто с кем будет работать.
Вечер – и снова знакомство: с теми же ребятами, только времени много прошло, а узнать их хочется получше. Хозяева подарили всем футболки разных цветов: испанцам – красные (на флаге этой страны есть красный цвет), шведам – голубые (на флаге Швеции есть голубой цвет), немцам – желтые (на флаге каждой страны – участницы проекта есть желтый!). На футболках – место, на котором можно написать свое имя, чтобы было легче знакомиться (вместо бейджиков, отличная идея!). Учитель объяснил: «Во время этого вечера обязательно найдите того, с кем вы завтра едете работать, и договоритесь о встрече». Ребята застыли. Сами? Разговаривая на разных языках?!
Удивление длилось не более десяти секунд. Нужно так нужно, договоримся как-нибудь. На следующий день никто ничего не спутал, никто не опоздал на работу, хотя это было вполне реально: первая пара отправилась из отеля на работу в 5.30 утра…
А вот на второй день произошло ЧП. Точнее, так восприняли произошедшее его участники и учителя: когда немецкие ребята приехали в гостиницу за своими новыми друзьями-напарниками, выяснилось, что испанские мальчики... мирно спят.
Ребята избежали взаимных обвинений. Хотя на вечерней рефлексии об этом случае ребятам напомнил немецкий педагог: «Моим ребятам было очень обидно, я хотел бы, чтобы те, кто проспал, извинились перед ними. Спасибо, извинения приняты».
Только спустя некоторое время я поняла, как важен для многих ребят был именно этот день. Дети есть дети, и, возможно, именно для того, чтобы они совершали ошибки рядом с нами, чтобы сталкивались с промахами других людей и могли адекватно на них реагировать, мы и вовлекаем их в серьезную, почти взрослую работу. Теперь даже удивительно, почему никто из взрослых, включая меня, во время обсуждения этой ситуации не подкинул ребятам другую идею, например, в следующем виде: «Что ты чувствовал, когда приехал, а твой новый друг проспал? Тебе было больно? А ты когда-нибудь заставлял себя ждать?» Разговор был бы о том же самом, но позволил бы трансформировать ситуацию в более эффективном направлении, чтобы каждый при этом задумался о себе, о своем прошлом и будущем.