Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН РОСТА


Курбатов Рустам

А где тут у вас делают Волшебную книгу?

Портал «Нескучная школа» – двадцать один проект, для того чтобы и ваша школа стала такой же!

Образование длиною в жизнь» – хорошо известный и довольно реалистичный лозунг. Но вот образование длиной в лето – совершенная фантастика. Если, конечно, это не какое-то специальное образование – а нескучное. Как, например, в одной подмосковной школе.

...Пятница. Первый урок. Открывается дверь в кабинет директора школы – это Игорь, 1 класс. Ни «здравствуйте», ни «можно войти?» – «А где тут у вас делают Волшебную книгу?»
Игорь – мальчик необычный, «требующий особых условий обучения и развития», летом долго спорили, брать ли его в 1 класс, сможем ли мы.
А что такое Волшебная книга?..
Первое, чему должна научить ребенка школа в 1 классе (по общему мнению), – уметь читать. Конечно, должна. Но детям, признаемся, иногда бывает немножко скучно: один читает, остальные пальчиком водят и шепчут вслед…
– Дети, вы знаете сказку о Винни-Пухе? Может, эту книгу вам читала мама, когда вы были маленькие, а может, и сами прочитали ее… А вот аудиокнига о медвежонке Пухе (достаю диск), хотите вместе послушаем?
– !!!
Ставлю диск, слушаем. Не всю книгу, конечно, минут 10–15.
– А давайте сами сделаем аудиокнигу про Винни-Пуха! Я принесу микрофон, и вы будете читать, каждый по небольшому отрывку. У нас получится настоящая аудиокнига, дадите родителям послушать. А если у кого есть младшие братья-сестры…
– !!!
Но вначале надо научиться читать, хорошо читать. Дети садятся за компьютеры, надевают наушники, перед глазами у каждого – текст первой главы сказки Милна. Слушают, читают вполголоса, стараясь успеть за диктором. Останавливаются, возвращают запись назад, если надо. Кто закончил – читает вслух своему соседу, тот строго «принимает зачет», потом они меняются ролями.
Ну, теперь все готовы. Приношу микрофон, каждый читает свой фрагмент на 2–3 минуты. В классе 16 человек – получается настоящая аудиокнижка!
Здравствуйте, меня зовут Винни-Пух. Вы, наверное, удивитесь, услышав это имя. А если вы знаете английский, вы удивитесь еще больше…
Тонкий слабенький голос шестилетнего первоклассника становится сильным и уверенным – ведь мы делаем настоящую книжку! Для родителей, младших братьев и сестер!
А Игорь болел всю неделю и пропустил запись. И в пятницу, недоболев один день до конца недели, не в силах больше сидеть дома, когда здесь такие вещи происходят, пришел в школу. Пришел, чтобы записать свой фрагмент сказки – потому что без этого наша книжка была бы неполной и мы бы не узнали, какую песенку пел медвежонок Пух, падая с дерева…
– Так где здесь делают Волшебную книгу?

...Пятый класс. Русский язык. Не все ж теоретической грамматикой заниматься, давайте будем писать свои тексты на уроках русского языка! Можно заметки для стенной газеты, можно новости для школьного сайта. Хорошо раз, другой. А потом привыкается, и все опять как в школе…
– А давайте откроем Радиостанцию! И будем со своими новостями в эфир выходить… Ну, сначала напишем новости от руки, исправим ошибки и всякое прочее – все ж урок русского языка. Напечатаем текст – у настоящего диктора должен быть напечатанный текст… Ну а потом запишем свои голоса – и в эфир!
Сработало! Что-то блеснуло в усталых глазах учеников. Встрепенулись, поверили, что будет это все не понарошку, не как в школе. Настоящее радио!
Можно подготовить новости о футбольном матче между 5 и 6 классами, можно рассказать о первом снеге или о том, как прошли каникулы. О чем угодно – лишь бы это было интересно.
– А чтоб не стыдно было, ведь нас по всей стране слушать будут, давайте прочитаем вслух друг другу черновики выступлений. Обсудим.
Читает первым Кирилл.
– Какие замечания будут?
Глеб:
– Ну ты вообще, Кирюх, молодец, я бы так не смог…
Глеб это говорит так просто и искренне, как будто не в классе он, а где-нибудь на футбольном поле после уроков. Он действительно очень рад за друга, что у того получилось… Мысли нет, что Кириллу вдруг поставят оценку выше, чем ему, Глебу, тут не до оценок: мы – одна команда (как в футболе), а через 40 минут – выход в эфир…
Записали передачу. Послушали.
– На следующей неделе еще делать будем?
– Будем!
Миша болел и пропустил первый «эфир».
– А можно я следующий раз два текста напишу и прочитаю…
Я сдерживаю радость. Миша, у которого в тексте диктанта бывает два десятка ошибок, ребенок, который уже должен был бы к 5 классу невзлюбить русский язык, спрашивает, может ли он дома (!) написать текст, чтоб следующий раз выступить дважды…
...Тот же 5 класс. Французский язык. Спряжение глаголов avoir и etre в present, рассказ о семье и домашних животных – нормальные школьные уроки. Кто-то впадает в зимнюю спячку за партой, а кто-то, наоборот, приходит в возбужденное состояние.
– А давайте сделаем фильм и пошлем его во Францию. Вы расскажете о себе, о школе – ну, разумеется, на французском языке…
Сделали, послали. Фильм посмотрели в школе Марии Кюри, в парижском пригороде Бобини: «Супер! У вас получился классный фильм! Мы тоже сделаем фильм и пошлем вам…»
И вот через месяц мы получаем фильм из Бобини. Дети всех цветов (кроме белого, белых французов в Бобини нет) шлют нам свой горячий афро-азиатский привет:
«Привет, русские! Меня зовут Аджани, мои родители из Мали, моя страсть – танцы, я люблю блюда африканской кухни, ну например… Одним словом, всё, что готовит моя мама…»
А у нас уже конец второй четверти. За окном то дождь, то снег, темно в 4 часа, и через неделю контрольная по математике. А тут – страсть и танцы, белоснежная улыбка на веселом черном лице и блюда африканской кухни…
А мы, говорят пятиклассники, сделаем видеоэкскурсию по школе и пошлем им. Сделали и послали.

...Вот три истории: о Волшебной книге, о Прямом эфире, о Фильме на французском языке.
Сколько приходится слышать жалоб от учителей: «Ничего не хотят. На уроках спят. Дома учебник не открывают. И что с ними прикажете делать…» Действительно, не хотят и не делают – понимают, что в школе все понарошку, не как в жизни.
Представьте, что художник рисует картину, долго рисует: две недели, три, месяц. Душу, можно сказать, вкладывает. Вот полотно готово. И тут же мастер его режет на маленькие кусочки – и в корзину…
В школе все так и происходит. Дети хотят, чтоб было «по-настоящему», хотят видеть результаты своего труда. А результаты летят в мусорную корзину.
Отсюда простое решение основного школьного вопроса: вопроса «не хотят» – дети должны видеть результат труда. Если это текст, то текст должен быть опубликован. Публиковать можно, конечно, на бумаге: делать газету, журнал, книжку. Но можно и в электронном виде.
Так и возникла идея сайта, на котором можно было бы разместить и Волшебные книги, и аудионовости, и фильмы на разных иностранных языках.
Одна техническая деталь: это не привычный сайт, к которому имеет доступ только школьный учитель информатики, а так называемый «движок Datalife», простой в использовании, как обычный форум.
Но это уже не техническая, а педагогическая деталь: теперь каждый учитель может сам публиковать детские тексты с картинками, аудиофайлы и даже небольшие видеофрагменты. Сам, без системного администратора! Ну, в особых случаях можно попросить помощи у учеников…
Это «движок», который используют обычно информационные агентства: France Presse, РИА-Новости… Одним словом, мы в школе открыли Информационное агентство! Три-четыре новости ежедневно.
На портале получилось несколько разделов.
Если вы хотите послушать сказку о Винни-Пухе – это раздел «Говорящая книга». Тут теперь уже два десятка волшебных «Говорящих книг».
Если хотите послушать наши аудионовости – это «Ау! Дивные новости».
А наши фильмы на французском (английском, немецком языках) и ответы, полученные из Франции, Америки, Брази-
лии, – в разделе «Братья по разуму».
Всего – 21 раздел.
И назвали мы этот портал НЕСКУЧНАЯ ШКОЛА.
А вдруг и в другой школе учитель захочет делать аудионовости и волшебные «Говорящие книги»? Снимать видеофильмы, писать о путешествиях, придумывать интересные математические задачки, публиковать тексты проектных работ по истории, физике, биологии; печатать детские стихи, рассказы, романы; организовывать обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов…

Портал НЕСКУЧНАЯ ШКОЛА открыт для детей и взрослых из разных школ. Присоединяйтесь!
Десятиминутная регистрация – и ваши дети получают возможность публиковать свои тексты, а вы становитесь полноправным редактором Информационного агентства.
И дело ведь не только в том, чтобы увидеть свой текст на экране монитора. Этот «движок» в состоянии сдвинуть с мертвой точки школу!

Пора дать адрес портала: http://school.covcheg.org/ Или просто наберите в поисковике слова «Нескучная школа».

Вот несколько текстов, появившихся на портале за последние недели

Биология, 6 класс

Ребята решили поставить себя на место животных, которые водятся на школьном дворе и частенько служат объектом научных изысканий:

«Здравствуйте! Я сороконожка. Живу в трухлявом пне, здесь мне тепло и много еды (я ем других насекомых и червей). Ай-ай-ай!!! Кто это лезет в мой дом? А ну брысь, а то укушу… А, у меня же зубов нет. Зато на хвосте специальная «вилочка» – кого угодно атаковать могу. Караул! Из собственного дома забирают, помогите! Стеклянная коробка, что это? Меня засушат и приколют рядом со стрекозами? Все, держите меня, я падаю! Свет. Открыли банку. Выбраться – надо выбраться…» (Тамара Середа)

Математика, начальная школа

Ученые вычисляли, какой из драконов больше. Европейский дракон больше накера, ледяного дракона и линдврома, но меньше виверна. Накер и линдвром одинаковые, но накер меньше, чем ледяной дракон. Расположи драконов в порядке возрастания величины. (Соня Шатохина)

Вопросы, 4 класс

Сколько времени киты могут не всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух? (Алена Милославская)
Почему кошки могут лазить по деревьям, а собаки нет? (Лиза Егерева)
Что будет, если мятную конфету смешать с газировкой? (Лена Краснова)
Что выше космоса? Существует ли «седьмое небо»? (Саша Чикалова)

Литературные Штудии, 5 класс, по следам «Тома Сойера»

Если бы клад попал в мои руки, я вспомнил бы о том, как хотел стать пиратом. И собрал бы команду, купил себе вызолоченный костюм, корабль и оружие. В команду кроме меня вошли бы Гек и Джо. В полночь мы бы убежали из дома, а утром те тя Полли нашла бы на столе 1000 долларов и записку, в которой было бы написано: «Я скоро вернусь!» (Кирилл Уманский)

Рейтинг@Mail.ru