Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Чернов Сергей

Как создать школьное научное общество

Из опыта работы гимназии № 4 и школы № 5 поселка Псебай Краснодарского края

Детское научное общество может стать эффективным педагогическим ресурсом даже в совсем небольшой поселковой школе, особенно если учителя не будут замыкаться в своем коллективе, а организуют сотрудничество с коллегами и учениками соседних школ.

Внеурочные формы работы хороши своей вариативностью, гибкостью, возможностью вписывать образование в местные особенности. Педагоги-организаторы научного общества «Эврика» постарались использовать именно этот образовательный фактор. Северные предгорья Кавказского хребта – это удивительная природа, богатая растительность, причудливая история. Именно поэтому для ученических исследований были выбраны экологическое, историческое, этнокультурное и математическое (которое действует как самостоятельно, так и в сотрудничестве со всеми остальными) направления.
Общество работает уже не один год, и в процессе проб и ошибок учителя и ребята пришли к трехуровневой организации исследований.
Самые юные – ученики пятых–седьмых классов – находятся, можно сказать, на привилегированном положении. Им дается право озадачить более старших «коллег» своими вопросами, задать вектор всему исследованию на целый учебный год. Подростки – любознательный народ, им интересно все: как возникли названия соседних поселков, какие народы жили здесь раньше, изменялась ли местная растительность на протяжении последних веков – и если да, то почему. Например, недавно у ребят возник вопрос о происхождении названия села Бескес (местные жители всегда считали, что оно названо в память о генерале, воевавшем здесь, на Кавказе).
Когда проблема или вопрос сформулированы, к исследованию подключается вторая группа – ученики восьмых-девятых классов. Они – опора всего исследования. На их долю достается самая кропотливая работа – сбор данных, поиски источников, опрос местных жителей, консультации со специалистами, составление гербариев. Так, в ответ на вопрос младших они выяснили, что название села имеет тюркские корни и означает «Безгрушевое». Это в свою очередь вызвало новый виток интереса – «Как же так: грушевых деревьев в округе множество, даже диких?» – и дало начало новому исследованию, в котором история тесно переплелась с биологией и экологией. Ребята, изучив исторические источники, ботанические справочники и местные легенды, предположили, что грушу как культурное растение завезли сюда войска Тимура в XIV веке.
Подобное историко-культурно-эколого-лингвистическое исследование инициировал простой на первый взгляд вопрос о происхождении расторопши обыкновенной. Сейчас этот сорняк растет повсеместно на выпасах близ поселка. Родина этого растения – Крым. Как же оно оказалось в наших местах? В поисках ответа члены научного общества стали прослеживать культурные и политические связи между Крымским ханством и народом адыгов, жившим в древности на этой земле. Возникла довольно романтическая гипотеза, что семена расторопши были принесены на копытах коней крымских владык Гиреев, поскольку у них была традиция отдавать своих сыновей на воспитание местным адыгам. Недаром название местного племени «бесленей» созвучно тюркскому глаголу «воспитывать». Кстати, с лингвистическими исследованиями помогли семьи мигрантов из азиатских регионов. Часто в России они чувствуют себя «людьми второго сорта», а тут пригодились их знание языков тюркской группы.
Удивительно, что к такому масштабному исследованию и неожиданным результатам привел обыкновенный сорняк.
Вторая группа передает свои разработки, материалы исследований и предварительные выводы самым старшим – ученикам десятого-одиннадцатого классов, которые уже прошли обе ступени и могут оценить качество работы, довести ее до достойного уровня. Члены третьей группы анализируют качество результатов, в случае сомнений обращаются к более авторитетным источникам и оформляют работу в сотрудничестве с ребятами первой и второй групп.
Весь процесс постановки вопроса, исследования и оформления результатов отслеживает куратор, а консультируют соответствующие учителя-предметники. В процессе работы, естественно, бывают конфликты, и возникает необходимость «третейского суда». Его роль выполняет «круглый стол», за которым собираются все ребята и педагоги, принимающие участие в работе, излагают свой взгляд на проблему и вырабатывают компромиссное решение.
«Круглый стол» служит и местом сбора научного общества в конце учебного года для рассмотрения результатов работы. Все участники исследования вместе с педагогами собираются вместе, излагают и оценивают качество своей работы.

Рейтинг@Mail.ru