Вторая тетрадь
Школьное дело
В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Может пригодиться
Сама природа исследования требует
от педагога принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. Сделать это непросто: ведь
по сути подобный переход означает замену привычных способов взаимодействия
с ребенком на новые, многие из которых
еще предстоит освоить.
Умения, которым важно научиться самому педагогу:
1) создавать и поддерживать среду, провоцирующую ученика к самоопределению и самоуправлению в принятии решения. Для этого нужно использовать все возможные ситуации, где ребенок стоит перед необходимостью принятия самостоятельного решения в условиях выбора в поливерсионной среде на основе исследовательской позиции;
2) выстраивать диалогическое, а не монологическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
3) провоцировать и поощрять появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильных решений);
4) выстраивать доверительные отношения с учениками на основе договора и взаимной ответственности. Это особенно тяжело, так как зачастую взрослые либо не готовы отдать ответственность за ребенка самому ребенку, либо – другая крайность – начинают с него требовать как с взрослого, каковым он еще не является ни внешне, ни внутренне);
5) непременно учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;
6) давать ученику право на принятие значимых для него решений;
7) развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.
Наиболее значимые оргмоменты:
1) выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя;
2) достаточное осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
3) организация хода работы над раскрытием проблемы исследования. В этом процессе особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика.
4) взаимное инициирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах сотрудничества (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
5) раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее – совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).