Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


От чего зависит эффективность работы руководителя

Исследования показывают, что эффективность работы руководителей ухудшается из-за того, что они деспотичны, чересчур конкурируют, стесняются проявлять чувства, закрыты для чужих идей и заблуждаются насчет собственного воздействия на других. Парадокс, но обычно все руководители считают себя разумными, открытыми, заботящимися о других, демократичными. Почему так?
Поведение каждого пронизывают и направляют личные теории поведения. Есть исповедуемые теории, они проявляются всякий раз, когда человек пытается объяснить или предсказать свое поведение. И есть используемые, то есть те, которые управляют реальными действиями человека, что-то вроде скрытой программы.
Между теориями двух типов есть значительные расхождения. Поэтому и самоописания руководителей, практикуемые всюду самоанализы, как правило, не связаны с реальными действиями. Кто-то обязательно должен указать на этот зазор, хотя бы дать понять – но кто, как, если большинство руководителей используют самозащитную модель межличностного поведения?
Вот, на всякий случай, описание составляющих этой модели.
Потаенное, но центральное ощущение, что организация – опасное место, где нужно быть все время настороже. Причину проблем вы всегда ищете в другом лице или лицах. И раз в проблемах виноваты другие, измениться надо им, а не вам. Вас устраивает частная, односторонняя оценка ситуации и принимаемое вами единолично решение. Безусловно, если другой человек сопротивляется вашему решению или занимает оборонительную позицию, он плохой работник. Вы реагируете на него отторжением.
Что вы чувствуете чаще всего? Что энергия растрачена впустую, процессы принятия решений никуда не годятся, отношения с людьми натянутые.
Но может быть, вы сторонник открытой модели межличностного поведения?
Тогда вы делаете упор на общих целях и обоюдном влиянии. Уверены: даже в самых трудных случаях у вас найдутся хоть какие-то общие цели с сотрудником. Умеете публично, открыто обсуждать проблемы. Не стесняетесь выдвигать свои предположения, проговаривать убеждения. Диалог позволяет вам постоянно проверять свои позиции. Люди знают, что вы думаете, чувствуете, понимают, чего хотите. Соответственно и вам интересно, что скажут другие. Но главное – вы уверены, что справитесь с реакциями других людей.

По книге Торренса Дила «Рефрейминг организаций»

Рейтинг@Mail.ru