Первая тетрадь
Политика образования
ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
«Эту модель НСОТ нужно рассматривать как переходную»
Прокомментировать итоги обсуждения мы попросили Татьяну Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ:
– Первоначально цель введения отраслевой системы оплаты труда заключалась в том, чтобы индексация заработной платы в разных отраслях бюджетной сферы или даже в рамках каждой из них могла производиться в разные сроки, а не одновременно, как это происходило в условиях ЕТС. То есть тем самым ставилась задача снизить одномоментную нагрузку на бюджет. Сейчас же на первый план при введении НСОТ выдвинулась задача стимулирования качества и результативности труда. Вроде бы это хорошо. Но поскольку в образовании эти параметры трудно измерить на коротких промежутках времени, то во многом начинается подмена понятий: например, оплата труда связывается с результатами ЕГЭ.
Очень спорными представляются коэффициенты за приоритетность предметов, потому что неясны критерии оценки того, какой предмет считать наиболее важным.
Столь же странным представляется и то, что критерии качества труда учителя определяют родители каждой конкретной школы, что опять-таки приводит к разнобою. Хотя, конечно, привлечение внимания родителей к проблемам школы дело хорошее и важное.
Как показывает опыт, НСОТ не решает основной проблемы – омоложения педагогических кадров и, кроме того, провоцирует конфликты в учительской среде. Вообще, согласно теории и практике управления, в небольших замкнутых коллективах, к числу которых относится и школа, введение стимулирующей системы оплаты труда весьма рискованно, поскольку, поощряя каждого отдельного учителя, мы одновременно способствуем разобщению коллектива. Для того чтобы коллектив работал слаженно, надо либо закрывать информацию о зарплате каждого, что мало реально в наших условиях, либо применять как бы «внешние», воспринимаемые как объективные критерии – категория, стаж, нагрузка.
Наконец, главное. НСОТ может работать только при условии значительного и постоянного увеличения ФОТ школы. Пока действует нацпроект, регионы получают дополнительное финансирование, что позволяет работать этому механизму. Как только нацпроект завершится, могут возникнуть достаточно серьезные трудности.
Они уже сегодня проявляются в тех территориях, в которых недостает средств на эти цели. Если число педагогов-лидеров будет увеличиваться, то придется снижать кому-то доплаты или искать дополнительные деньги. Иначе модель перестанет работать.
Между тем можно прогнозировать, что как только зарплата учителей сравняется со средней по экономике, вливания в эту сферу будут сокращаться.
Поэтому предлагаемую модель НСОТ, на мой взгляд, нужно рассматривать как переходную к другой. К какой именно – пока сказать сложно.