Третья тетрадь
Детный мир
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
«Чтобы в семье все было хорошо»
Началось с того, что меня в прошлом году отправили к школьному психологу на коррекцию, сказали, что я себя неправильно веду. С психологом мы стали беседовать, я говорила, что все поступают со мной плохо, она спрашивала: «Плохо – это как, расскажи». Я рассказывала, а она спрашивала: как бы им надо действовать, по-моему? Я говорила. Потом стали приходить другие девочки, мы стали вместе предлагать, что делать, чтобы в семье все было в порядке. Стали вести записи, а чтобы что-то написать, надо было наблюдать, я все время наблюдала, как общаются родители и дети, – на улице, в магазине, в школьной раздевалке. В журналах из киосков тоже случаи находила. И ко мне стали приходить идеи, как говорила Н.А., наш психолог. И мы, когда записей набралось уже прилично, решили с ней делать проект.
Я стала учиться набирать текст на компьютере, мне сначала быстро надоедало, а потом ничего, привыкла. А вот с фотографиями было трудно: мы искали картинки на счастливую и несчастливую семью, но их было очень трудно найти; даже в интернете семейных фото очень мало, мы и на американских сайтах искали, там все по-английски.
Картинки понадобились, потому что мы решили сделать две карты отношений родителей и детей – одну идеальную, а другую нет. То есть мы взяли контур карты России и стали помещать туда картинки, и каждую приходилось обрабатывать, меня научили. Потом, когда слайды стали делать, Н.А. требовала, чтобы я сама фразы строила. И я строила, строила… В общем, долго делали и наконец сделали большую презентацию.
Она называется «Карта идеальных отношений между детьми и родителями» и выглядит так.
Сначала карта № 1, на ней про то, как с нами общаются взрослые. Нас сравнивают; унижают; считают слишком маленькими; с нашим мнением не считаются; мама и папа спорят из-за нас между собой; порой родители срывают на нас накопившуюся за день злость; некоторые просто не обращают внимания; хвалят только за большие достижения, а в остальное время ругают; не помогают, а требуют. Потом я написала: «Можно жить и так. Но хотелось бы, чтобы общение было другим».
И дальше я придумала названия разным добрым территориям, это вторая часть презентации, карта № 2.
Республика «Похваляйка»: хвалите нас больше, даже если у кого нет особого таланта, всегда можно похвалить, тогда он отложит в голове, что у него все получится.
«Страна Доброй руки»: есть выражение «попасть под горячую руку», а «под добрую» – нет. Не надо свои плохие эмоции вымещать на детях, побейте подушку, порвите бумагу.
Республика «Я могу». Многие вещи ребенок может делать сам. Некоторые родители, няни недооценивают силы ребенка. Раздевают в школьной раздевалке, не дают помогать по хозяйству, уроки берут на себя. Так уж точно станешь беспомощным, и все над тобой будут смеяться.
Область «Антисравнение». Родители любят сравнивать своих детей с хорошими образцами. С «удачными детьми», с собой: «Твоя бабушка закончила школу с золотой медалью, а ты двойку принес». Как будто показывают, что если он не исправит свои какие-то черты, то такой он им не нужен. Обидно, и мало кто захочет меняться в лучшую сторону.
«Край Внимания». Родители все время говорят: «Я занят, подожди, сейчас у меня нет времени». Но не так уж много времени нужно, чтобы уделить внимание. Хотя бы полчаса для разговора или для общего дела всегда можно найти. А то получается, родители просто избегают детей.
«Край Неунижайка». Сделал что-то не то, вот и оскорбления, обзывания и даже битье! У ребенка два пути: или озлиться, или уйти в себя.
А надо или просто поговорить с ребенком, или наказать, смотря какой поступок. Например, лишить компьютера, прогулки или телевизора, чтоб понял. Но не ремень, не ругань.
«Регион Помощи». Как только родители узнают, что их ребенок с кем-то подрался или получил двойку, не выясняя причин, начинают кричать и ругаться: «Вечно ты…» Это не помогает ребенку стать лучше. Можно же спокойно поговорить, все обсудить, узнать, почему да как. Что-то посоветовать можно.
«Остров Детского мнения». Видно порой, что родители пытаются научить ребенка тому, что им не удалось в детстве. Танцевать или борьбой заниматься. Они записывают детей в нужные секции, а мнение детей не учитывают. Может, человек рисовать любит. Надо все-таки, чтобы ребенок мог сам выбирать.
«Остров слаженности». На этом острове мамы и папы могут договориться о том, как они воспитывают своего ребенка. Нет того, что мама разрешает идти гулять, а папа запрещает. Нет причин, чтобы ребенок сталкивал родителей лбами из-за разных мнений. Здесь родители умеют договариваться не только между собой, но и со своими детьми, и так все проблемы у них решаются.
Последний кадр такой: «Действуйте вместе, и все будет ОК!»
…Когда я только начинала делать проект, не могла поверить, что детей бить нельзя, что лучше в отношениях с близкими не хитрить, теперь так не думаю. Мои родители, увидев презентацию, тоже сначала не очень-то приятно отнеслись. Но ничего, потом даже похвалили меня и Н.А.
Настя ЧИСТАЕВА,
ученица 4 класса гимназии № 13
г. Красноярск