Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Многим публикациям о развитии самоуправления в школе присуща чрезмерная теоретичность, а иногда – и абстрактность подхода. Причина понятна: уж очень сложные вопросы затрагивает тема. Тем приятнее встретить в журнальной периодике текст, где разговор об ученическом самоуправлении сочетает в себе глубину осмысления проблем и «россыпь» ценных рекомендаций по их решению. Такова, на наш взгляд, статья проректора Белгородского института повышения квалификации работников образования Натальи Шаповаловой «Педагогическое сопровождение деятельности команды актива ученического самоуправления» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»,
№ 5 за 2007 год), в которой раскрываются различные аспекты работы педагога, курирующего ученическое самоуправление.
Что же важно знать и учитывать педагогу-куратору?
Прежде всего надо понимать, что актив ученического самоуправления действует эффективнее в организованной команде. Поэтому педагогу-куратору хорошо бы познакомиться с психологическими закономерностями групповой динамики, согласно которым команда проходит в своем становлении четыре стадии: этап формирования, «смятения» или конфликта (по мере продвижения к поставленной цели у членов команды начинают проявляться различные интересы, которые они не высказывали на стадии формирования), нормирования и эффективного функционирования.
Очень важный этап: делегирование власти. Если у актива нет никакой реальной власти, разговор о самоуправлении теряет смысл. Как подготовить команду актива к передаче ей определенных властных полномочий? Отвечая на этот вопрос, Наталья Шаповалова дает описание пошаговой «схемы делегирования полномочий».
В публикации также описываются причины возникновения внутригрупповых конфликтов и методы, позволяющие эти конфликты преодолеть. Существенное место отведено вопросам, которые следует принять во внимание при планировании на будущее.
Но прекрасно составленный план, совершенная структура актива и отсутствие серьезных конфликтов – это еще не все. Ведь запланированную работу кто-то должен выполнить, а выполнение во многом зависит от мотивации. Автор перечисляет принципы, которые ведут к повышению мотивированности. Назовем некоторые из них. Любые действия должны быть осмысленными. Успех без признания приводит к разочарованию. Каждому нравится ощущать свою значимость. Каждому нужна информация о качестве его собственного труда.
О существовании так называемой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) знают многие, однако, наверное, далеко не всем педагогам известно, что эта популярная методика имеет гораздо больше общего с мышлением ребенка, чем с образом мыслей «среднестатистического» взрослого. Возьмем, к примеру, отношение к противоречиям. Для «взрослого» мышления характерен страх перед противоречиями, для ребенка – нечувствительность к ним, «тризовцы» же всячески культивируют «любовь» к противоречиям, умение их выявлять и формулировать. Или другой пример: взрослые часто рассматривают различные объекты, процессы и явления не системно, в отрыве друг от друга, детям присущ синкретизм, стремление связывать «все со всем», а ТРИЗ ориентирован на системный подход и выявление связей даже между отдаленными, внешне не связанными объектами. И еще: подобно детям, при столкновении с неразрешимой задачей приверженцы ТРИЗ не отступают перед ней, как поступил бы всякий «нормальный» взрослый, а стремятся заменить ее другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект... Наверное, именно близость природы детского и «тризовского» мышления явилась главной причиной широкого распространения методов ТРИЗ в дошкольном и школьном образовании. Возник даже новый термин – ТРИЗ-педагогика.
В статье Светланы Гин «Триз-педагогика и формирование креативности школьников» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2008 год) представлены базовые идеи этого педагогического направления. Автор также рассказывает о том, как работают приемы ТРИЗ в конкретных учебных ситуациях.