Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек,
А.П.Тряпицына
Развитие образования:
опыт реформ и оценки
прогресса школы
СПб.: КАРО, 2007
Реформа школы происходит в последние десятилетия во всех развитых странах. Ибо их общества – раньше или позже – пришли наконец к осознанию того, что десять-одиннадцать лет детской жизни не должны быть потрачены лишь на зазубривание и усвоение абстрактных сведений. Наоборот, образование должно иметь личностный смысл, закладывать основы будущей успешности отдельных людей и взаимопонимания, сплоченности всего общества. Каждая страна ищет на этом пути свои решения.
Авторы представляют обзор школьных реформ в европейских государствах. В некоторых случаях реформаторы стараются опираться на положительные стороны уже накопленного опыта, иногда делают ставку на реформирование существующей системы или предлагают создавать совершенно новые образовательные модели.
А вся вторая половина кн иги посвящена взаимодействию школы и общества. Ведь помимо выбора стратегии модернизации необходимо организовать эффективный мониторинг и экспертизу происходящих изменений. Своевременное квалифицированное вмешательство экспертов может уберечь школу от многих ошибок: «Инновация, заявленная на уровне государств, принятая работниками школы и проработанная университетской профессурой, была проработана до технологического уровня, но в практику школы данная инновация не внедрялась. Внедрение стало возможным при изменении заданий экзаменов, введении тестирования, разработке и внедрении новых пособий и учебников. Однако и в этом случае инновация не была успешной, пока не была проведена большая работа по изменению деятельности наставников и учителей, чтобы они могли по-новому поддерживать учащихся и родителей».
Книга, вероятно, в большей степени рассчитана на руководителей системы образования, но и обычному учителю может быть достаточно интересно сравнить процессы, происходящие в его родной школе, с глобальными изменениями в европейском образовании.
Р.В.Демьянчук
Как не «сгореть»
у учительского стола
М.: Просвещение, 2006
Уже из названия понятно, что речь пойдет об эмоциональном выгорании педагога. Автор, психолог с опытом работы в школе, рассказывает «как оно формируется и отчего зависит, как определить его признаки и как с ним бороться». Причем, несмотря на очевидную молодость (судя по фотографии), пишет с большим знанием дела: мелких учительских слабостей, приемов самообмана, страхов и проблем. Но главное, с пониманием и сочувствием. Собственно говоря, это даже не советы психолога в классическом понимании, а живой, иногда довольно смешной и острый разговор с читателем. Кое-где даже даны фрагменты предполагаемых реплик замученного жизнью учителя («Какие эмоции? Вон у меня – весь стол в «эмоциях». Семья… Ну да. Вот вчера (или на прошлой неделе?) на своего ребенка накричала»).
Конечно, собственно рекомендации по преодолению этого отвратительного состояния тоже есть. Но и они даются с учетом особенностей учительского восприятия: «Улыбнуться незнакомому на улице? Сделайте это! В «дурку» сразу вас не закроют, даже если незнакомец – психиатр.
Танцевать? Пожалуйста. Только прямо сейчас, не откладывая «на конец недели, когда можно будет пойти туда, где танцуют» (ведь вы скорее всего не пойдете, не так ли?).
Купить новое платье? Не можете сейчас? Денег нет? Купите новый фартук за пятьдесят рублей».
Для тех же, кто сочтет эти рассуждения слишком увлекательными, предназначено приложение, в котором собрано несколько вполне серьезных и с трудом читаемых методик для определения уровня профессионального стресса.