Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Меланченко Елизавета

Школьная дезадаптация: методы работы с тревожными учениками и левшами

Продолжение. Начало в № 9

В прошлом номере мы начали разговор о работе педагога с детьми, которым трудно адаптироваться к школе. О главных принципах организации подобной работы и конкретных приемах оказания помощи гиперактивным детям, а также ребятам со сниженной энергетикой и дефицитом внимания. Сегодня мы продолжаем тему.

Дудочка, побеждающая тревогу

Тревожного ребенка трудно распознать: зачастую он хорошо учится, кажется внешне спокойным и уравновешенным.
И все же симптомы, которые могут сигнализировать о высокой тревожности, существуют. В первую очередь это повторяющиеся непроизвольные движения: моргание, облизывание губ, теребение кончика воротничка, манжет, косичек... Иногда шумный в игре или неформальном общении ребенок при ответе у доски вдруг начинает говорить невероятно тихим голосом. С места же отвечает, не понижая тона.
Какие рекомендации можно дать при работе с тревожными детьми?
Во-первых, очень важно выстраивать личностно-ориентированный тип преподавания, который отличают партнерские отношения учителя и ребенка. Желательно, например, предъявлять задание не в директивной форме, а вовлекая ребенка в обсуждение, спрашивая его мнение по тому или иному вопросу.
Тревожного ученика необходимо хвалить и подбадривать, отмечая даже самые незначительные успехи и продвижения.
Не следует допускать порицания ребенка перед ровесниками, иронию и подтрунивание. Если ребенок тушуется у доски, можно разрешить ему отвечать с места.
Желательно также проводить специальную работу, направленную на повышение самооценки ученика. При этом можно использовать игры или рисование ситуаций, в которых ребенок может почувствовать себя успешным. Причем не обязательно рисовать себя, можно, например, «мальчика Ваню, который отвечает у доски урок».
Очень важно научить тревожных детей расслабляться. Для этого стоит включать в практику групп продленного дня подвижные игры, динамические часы. Подвижные игры помимо прочего стимулируют развитие дыхательного, сосудо-двигательного центра, тем самым физиологически и энергетически укрепляя школьника. Например, игра «Пастушок дудит в рожок» дает возможность тренировать длинный выдох. В чем же состоит суть игрового действа? По правилам пастушок должен собрать коров, разбежавшихся по лугу. Чтобы сделать это, нужно подуть в дудочку. Кто сможет дудеть дольше всех, тот выиграл.
Ребенку с повышенной тревожностью особенно необходимо полноценное, адекватное общение с любимыми взрослыми. Можно гулять, смотреть мультики и читать вслух с непременным обсуждением сюжета, заниматься совместной работой по дому. Как ни странно, но совместная деятельность: уборка, готовка, ремонт – очень хорошо укрепляет эмоциональный фон ребенка. А вот чего ни в коем случае нельзя делать, так это предъявлять высокие требования к учебным результатам тревожного ребенка. Ему нужно создать такие условия, при которых он не будет испытывать напряжение от учебы, при этом не имеет значения, в каком классе он учится, будь то первый или выпускной.
К сожалению, некоторым родителям очень хочется растить отличника. Но вот кажется, что ребенок уже так долго учится чему-то, а результат нулевой. И родители начинают торопить его, заставляют дольше делать уроки, больше читать, одним словом – «развиваться». Но у каждого ребенка свой темп развития, своя скорость перемен. И очень важно не забывать об этом.
Когда ко мне приходит «нетерпеливый» родитель, я говорю: отпустите немного ребенка от себя, дайте ему свободу. Но при этом у него должны быть определенные обязанности. И тогда, в четко обозначенных рамках этой ответственности, тревожный ребенок станет чувствовать себя более уверенно.
Также важно, чтобы ребенок стал полноправным членом семьи, от которого тоже что-то зависит, чье мнение спрашивают. И вот через подобное выстраивание партнерских отношений между ребенком и учителем, ребенком и родителем тревожного ученика можно адаптировать к школе.

В поле зрения левши...

Совсем недавно в школах левшей обязывали все делать только правой рукой. Если же ребенок не мог освоить такой навык, его начинали переучивать. Многолетний анализ поведения переученных левшей выявил ужасные подробности. Эти дети чаще страдали неврозами, недержанием мочи, заикались, были одержимы ночными кошмарами. По данным медицинской статистики, каждый третий заика был левшой!
В современном педагогическом мире специалисты смирились с наличием людей, у которых левая половина тела активнее правой. Однако левшам по-прежнему приходится испытывать массу сложных проблем, с которыми они оказываются порой не в состоянии справиться самостоятельно.
Какие шаги следует предпринять, чтобы помочь ребенку-левше адаптироваться на уроке?
Первое, что нужно помнить: учебное задание должно быть в активном поле зрения ребенка. Поэтому парта должна стоять в крайнем правом ряду, с тем чтобы доска оказалась слева от ребенка. Сидеть ему лучше за левой половиной стола.
Учитель существенно упростит учебную задачу ребенку-левше, если поможет ему распределить предметы на парте особым образом, чтобы он легко мог найти все вещи, необходимые для выполнения текущей работы.
В первых классах, когда формируются навыки письма, нужно следить за положением правой руки – нельзя позволять ей опускаться с плоскости стола, она дожна придерживать лист. Кисть левой руки обращена к плоскости стола, опираясь ногтевыми фалангами мизинца, безымянного пальца и нижней частью ладони. Ручка лежит на ногтевой части среднего пальца, придерживается ногтевыми фалангами большого и указательного пальцев на расстоянии 1,5–2 сантиметра от листа. Кисть левой руки находится над строкой. Этот способ очень хорош при списывании с образца, ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.
Часто левши, использующие особые способы работы в тетрадях, не могут удерживать правильный наклон букв. Не стоит усердствовать в этом вопросе.
Обычно левши и леворукие дети путают сходные по написанию буквы. Чтобы этого избежать, необходимо использовать специальные прописи с дополнительными опорами – рисование по точкам, по стрелкам.
Выбор самой ручки является очень важным для левшей и леворуких детей. Наиболее известная и апробированная на московских школьниках – ручка для левшей фирмы «Стабило», она толстая, имеет изогнутую форму, на корпусе написана буковка L. Особенность ручки еще и в том, что стержень внутри ее гелевый, он не
будет писать, если левша возьмет пишущий предмет неправильно – не под нужным углом. Правда, в дешевых тетрадях гелевые стержни оставляют кляксы (гелевые чернила просвечивают через страницу). Но заставлять ребенка отказываться от использования таких ручек нельзя. Учителю стоит подумать над тем, что мнимая грязь, создаваемая на обратной стороне тонкого листа (от геля), – ничто по сравнению с множеством помарок и описок, которые обязательно будут при использовании обычных шариковых ручек.
Левшам следует писать в хороших плотных тетрадях либо использовать вместо тетрадей линованные альбомы с толстыми страницами (родители линуют их, как тетрадь, самостоятельно) или же разрешать ребенку писать на одной стороне листа. Надо понимать и помнить, что процесс овладения письмом не бесконечен и ребенок ко второму-третьему классам может уже перейти на обычную ручку и тетрадь. Если же ребенок отказывается использовать ручку (не как у всех), то есть несколько дополнительных предложений. Например, дома можно писать особенной ручкой, в классе обычной или использовать шариковую ручку с толстым корпусом (диаметр не меньше 0,7–1 см) и легко пишущим стержнем. Как говорится, это лучше, чем ничего.
Обучение письму должно идти от графических образов и образов букв к графическому изображению знаков на листе бумаги. Можно рисовать огромные буквы на обоях, которые разложены на полу и ходить по ним или ползать. Так же можно писать большие буквы на мольберте или обоях, прикрепленных к стене. На столе выкладывать буквы из палочек или спичек, лепить из пластилина и потом обводить пальцем. Затем можно перейти к использованию пишущих приспособлений. Вначале лучше это будет кисточка и краски, затем фломастер и только потом ручка.
Еще один важный момент: для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, опираясь на пройденный материал и с ориентацией на будущее.
Практика показывает, что учет этих факторов здорово влияет на успеваемость ребенка левши.

В следующем номере мы расскажем об особенностях работы с детьми, у которых ведущее полушарие – правое.

Рейтинг@Mail.ru