Вторая тетрадь
Школьное дело
ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Неуправляемые, агрессивные, девиантные...
Такими могут стать даже самые дружелюбные дети. Но в чем причина этого превращения?
Туда и обратно
Дети, живущие в детском доме, несмотря на все беды и несчастья, безоглядно доверчивы, открыты, радушны. Но когда я увидела их же в школе, меня буквально ошеломило непонятное превращение этих веселых, живых ребятишек в агрессивных, разнузданных и абсолютно невменяемых монстров, готовых разнести все вокруг.
Если бы я не наблюдала их в детском доме, я согласилась бы с объяснениями педагогов школы: «Дети на самом деле именно такие. Тотальная девиантность». Но в детском доме я снова видела, как интересно они играют, общаются друг с другом и со взрослыми, – те же дети! Я опять и опять задавала себе вопрос: что в школе так разрушительно влияет на детей и что в детском доме так успокаивает?
Помню, в первый же школьный день была сильно удивлена тем, что учителя в школе практически не общаются между собой. Нет, время от времени они разговаривали друг с другом, о чем-то спрашивали, что-то отвечали. Но было ощущение, что это совершенно посторонние друг другу люди, случайно оказавшиеся в одном месте и вынужденные временно присматривать за чужими детьми. Они разнимают дерущихся, успокаивают плачущих, звонят в колокольчик, ведут уроки – добросовестно выполняют порученное дело. Но сладу нет: дети снова дерутся и плачут, и навести хоть какой-то порядок не удается.
Мне хотелось об этом поговорить с учителями – не получалось. После уроков кто-то сразу уходил, кто-то начинал наводить порядок, а кто-то готовился к урокам – всем некогда. Потребности собираться и обсуждать профессиональные проблемы ни у кого не возникало. Конечно, немало ведется среди учителей разговоров о функциональных и должностных обязанностях, программах, аттестации, зарплате. Но почти никогда – о детях, их проблемах, о том, что можно сделать, чтобы они перестали ссориться и начали играть, с удовольствием ходили бы в школу и получали радость, занимаясь письмом, математикой, физкультурой. И лишь стоило мне инициировать разговор о детях, как учителя болезненно напрягались.
Почему? Не такое ведь это безопасное положение, когда коллеги разъединены, «отвернуты» не только от детей, но и друг от друга, от самих себя.
Герой, не подающий надежд
Когда нам удалось добиться того, чтобы в игровой появились «домики», сразу была снята масса проблем детского общения. Каждый увидел: можно «устраивать» детскую жизнь, что-то менять в ней к лучшему. А значит, не так уж все и безнадежно и прикладывать специальные усилия к воспитанию «тотально девиантных» стоит.
И все-таки. Главный вопрос современной педагогики ни домиками, ни какими-либо приспособлениями не решается. Вопрос о том, что же такое педагогический профессионализм?
Считается и учитывается одно: наличие диплома, знание предмета, многолетний опыт, а с ним – умение держать класс и быть на хорошем счету: иметь звания и награды. А требуется-то совсем-совсем другое.
Способность видеть и слышать ребенка. Умение понимать его образовательные проблемы и, исходя из этого, выстраивать его обучение. То есть надо самому ставить перед собой педагогические задачи, самому изобретать, изыскивать необходимые способы для их решения и самому нести за все это ответственность. И только тот, кто так понимает свою работу, и есть педагог-профессионал.
Он отслеживает результаты собственных действий по отношению к детям, держит в поле зрения индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка.
Но главное его качество – он не опасен, его можно почувствовать. И дети, особенно «раненые» дети, безоглядно открыты ему.