Третья тетрадь
Детный мир
ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ БАБУШКИНОЙ
«...Любовь - это когда внутри больше, чем снаружи». Фрагменты книги Татьяны Бабушкиной «Что хранится в карманах детства».
Это единственная книга Татьяны Викторовны. Книга эта не столько написана, сколько записана. Записана ее ученицей Юлией Масловой:
«Я никогда не забуду эти вечера. Именно вечера… Мы решили начать с диктофонных записей. Просто разговаривали, листая фотоальбомы, вспоминая смешное и важное.
Уже около полуночи я уходила старыми ростовскими улочками
и однажды вдруг поймала себя
на мысли, что судорожно прижимаю к себе сумку. Что за глупости!
Я никогда не боялась гулять ночью.
А тут – страшно: вот сейчас из-за угла выскочит темная личность и отнимет у меня сумку. А в сумке пленки...
Потом, когда книжка уже вышла, кассеты, как водится, затерялись. Никто и думать не думал о каком-то там архиве. И сейчас не хочется.
Ее голос – не в записи,
не по ту сторону жизни, а будто рядом».
…Мы всей своей взрослой цивилизацией вымываем из себя ту сложность восприятия мира, которая хранится только что пришедшим в мир ребенком. С самого детства я задумывалась, почему взрослый отмеряет ребенку так скупо то, чем щедро сам пользуется: «Не обожгись, не промокни, не стой на ветру» – каждодневно разбросанные запреты на самое насущное. Мы лишаем детей целостного видения и возможности жить в присутствии Тайны. Если у вас у самого есть силы и мужество во взрослом возрасте преодолеть запреты окружающих, можете считать себя Проводником ребенка к целому пласту его будущей жизни.
…Мы постоянно говорим о диалоге ребенка с миром, но часто первое слово отдаем себе или ребенку. А мир взирает, слушает и молчит. Поэтому многие наши встречи носят имена предметов, от лица которых ведется игровое повествование. Дерево, Яблоко, Хлеб, Письмо, Колесо, Стрела могут рассказать нам массу интересных вещей. Для того чтобы в вашем сердце и сердце вашего ребенка ожило настоящее родовое Яблоко, нужно сначала вспомнить все, что Яблоко для вас сделало. Постараться припомнить, есть ли какие-то тайные связи между ранним утром, портфелем и маминой рукой, которая его туда клала. Есть ли в вашей памяти дерево, куда вы смело залезали в поисках не только вкусности, но и приключений? Наверняка какие-то ниши вашего детства заполняло чувство Яблока, его округлость, вкус, запах. Задайте себе вопрос о Яблоке вашего детства, и тогда вы легко придумаете много-много настоящих игр с Яблоком.
…Важные моменты в детстве часто просты и незатейливы. Если взять обычный платок или большой шарф мамы, натянуть и превратить его в занавес, героями действия могут стать самые родные предметы. Если достать празднично яркие, помытые до отшлифовки овощи или фрукты, добавить пучки зелени и волшебной палочкой поваренной сказки превратить детей в говорящие картошки-морковки... можно услышать импровизированную художественную, сочиняющую и творящую детскую речь, освобожденную от скованности и оценки.
…Невозможно развернуть перед растущим человеком ценности взрослого мира, не признавая, небрежно относясь к ценностям детства. Сберегаемое ребенком бесконечно индивидуально. Мои карманы в первом классе были перепачканы сережками тополей – наилучшего материала для красных чернил, которые мы из них изготовляли или только собирались изготовлять, что в принципе одно и то же. Ценность – это и то, что можно закопать, а потом раскопать. И еще одна невидимая насущная для ребенка ценность – неспешное время. Мы постоянно торопим: «Скорее, опаздываем, быстрее… сколько можно!» И в этих словах концентрируется чувство времени малыша? Есть два рецепта, лечащие от убыстрения. Увести ребенка в событийно яркое время прогулки, и тогда оно само промчится как мгновение, но доставит радость своей скоротечностью. Или погрузить его во время глубинное, когда вы с ним в одной точке, и ничего вроде не происходит, вы просто читаете или нашептываете малышу что-то незначительное, но минуты застыли. Это совместное внутреннее время. Память о нем сохраняется на долгие годы жизни. В этом растянутом времени и созревают внутренние диалоги.
...Иногда взрослые, анализируя свою жизнь с ребенком, ищут причины в вещах, доступных взгляду рациональному. И очень редко кто догадывается о тех совершенно алогичных моментах, которые могут задать счастье отношений на всю жизнь. Ребенок себе в друзья придумал удивительное животное – Архотку. Для него Архотка была той невидимой лошадкой, в которую превращалось все, на что бы ни садился малыш – стул, кресло, диван. И однажды, когда мама наказала его, убрав все раскиданные игрушки, мальчик в сердцах воскликнул: «А Архотку ты никогда у меня не отнимешь!» К сожалению, современным взрослым почти удалось отнять у детей Архотку, невидимое движение ребенка в своем времени-пространстве.
…Все помнят, а если забыли, знают или слышали: к детским сокровищам прежде всего относится то, что падает: снег, дождь, тополиный пух, золотые листья. Или то, что взлетает: пушистые парашютики с шапочками одуванчиков, стрекозы, шары на веревочках. Почему падающее и взлетающее особенно волнует? Ты застал их движущимися, живыми! Или сам запустил их в воздух, сам сотворил движение.
…Один из минусов немного уставшего, наигравшегося человечества – невнимание к тем игрушкам, которые просто лежат на земле и которые есть продолжение земли. Камни, вода, ветер. Песок. Не знаю, после какой сказки, но я с очень раннего возраста стала внимательно относиться к старичкам на лавочках, особенно если у них была трость. Потому что в каждом из них для меня подразумевался волшебник, который вот прямо сейчас, незаметно для взрослых, напишет на песке что-то загадочное и важное, что поможет мне в данную минуту или окажется полезным в течение всей взрослой жизни.
…Печально думать о цивилизации, которая не бросит и горсти песка в детскую песочницу. Но счастлив тот, у кого в душе собрано множество сокровищ. И есть силы помочь их собирать растущему человеку. Ибо любовь – это когда внутри больше, чем снаружи.
Встретимся, когда пойдет первый снег. ТиВи.