Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Какой должна быть образовательная среда школы, где детям, учителям и родителям хотелось бы сотрудничать? Януш Корчак считал, что наиболее благоприятной для развития и личностного роста является так называемая творческая среда, где, по определению Корчака, «нет догм, а есть проблемы». Вот только как создать подобную среду в школе?
Некоторые рекомендации можно почерпнуть в психологической литературе. К примеру, психологи подчеркивают значение общего позитивного настроя, который достигается через совместную подготовку к праздникам, введением определенных традиций и ритуалов. Но психологический подход, по убеждению кандидата педагогических наук Аллы Нестеренко, не решает всех проблем.
Дело в том, что творческая среда в принципе не может быть создана в организации, деятельность которой не требует постановки и решения принципиально новых творческих задач. Интересно, что результаты исследований возникновения и развития творческих коллективов прямо указывают на зависимость морального климата в сообществе от целей его деятельности, от характера задач, которые приходится решать его членам.
В статье «Вверх по S-образной кривой по пути создания творческой среды» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2008 год) Алла Александровна выделяет пять уровней решения задач (в зависимости от степени креативности, которая проявляется в процессе решения). На нижних уровнях (первом и втором) задача либо решается известными способами, либо ее решение требует несущественного изменения исходных объектов.
Чем выше уровень, тем сильнее меняется исходный объект, вплоть до полной замены системы, например, системы обучения. Анализ развития авторских школ показывает, что творческая среда, как правило, поддерживается до тех пор, пока в ней возникают задачи третьего уровня (и выше). Он, в частности, характеризуется тем, что для достижения успеха необходимо разрешить какое-то существенное противоречие. В статье подробно рассматриваются предпосылки появления в коллективе различных творческих задач.

В статье Л.Потаниной и А.Гусева «Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 2 за 2008 год) представлены результаты исследования сформированности образно-символического мышления у школьников 2–11-х классов. Согласно полученным результатам, 96,7% ребят способны выразить собственное отношение к социальным ценностям лишь в понятийно-логической форме. И только 3,3% (!) учеников обнаружили способность отразить свой взгляд на мир в «средствах» образно-символического языка. Но даже у них образно-символическое «мышление» практически во всех случаях сводилось к хорошо известным, шаблонным конструкциям.
Существует распространенное мнение, что в роли притеснителей сверстников чаще выступают мальчики. Вместе с тем, как сообщает заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского государственного университета культуры и искусств Н.Кораблева в статье «Некоторые особенности притеснения в группах школьниц старшего подросткового возраста» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2008 год), современные исследования показывают, что в положении притеснителя хотя бы иногда оказывались 28% мальчиков и 40% (!) девочек старшего подросткового возраста. Правда, притесняющее поведение девочек менее заметно, потому что для них более характерны неявные и скрытые формы притеснения. Однако существует тенденция к расширительному пониманию девочками смысла «притеснения». В доказательство автор представляет данные исследования, проведенного в школах города Набережные Челны. Согласно этому исследованию, в понятие «притеснение» девочки чаще всего вкладывают следующие смыслы: «унижают», «оскорбляют» – 30%, «ущемляют», «ограничивают»  – 22,4%, «зажимают», «заставляют», «вынуждают» – 17,6%. Еще одна тенденция: противостояние между притесняющими и притеснителями обычно проходит в континууме понятий «сильные (старшие, крутые, богатые) – слабые (младшие, бедные)», причем эти понятия используются девочками именно во множественном числе. Авторы некоторых определений указывают, что феномен притеснения носит групповой характер. Вот характерное высказывание: «Притеснение – это издевательство, насмехательство, чаще группой единомышленников над теми, кто им не нравится».

Рейтинг@Mail.ru