Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Джон Равен
Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы
М.: Когито Центр, 2001

Всегда интересно и немного грустно читать западных аналитиков образования. Они так подробно описывают те грабли, на которые раз за разом наступали в течение последних десятилетий, и те, на которые с энтузиазмом наступаем теперь мы – старательно, не пропуская ни одного экземпляра.
В данном случае речь идет о компетентностном образовании и тестировании. Автор, британский психолог, на основании многолетних наблюдений довольно жестко критикует сложившуюся систему тестирования. Он считает, что существующая система оценивания не только не дает объективной картины в области образования, но и прямо отвлекает школу от ее главных задач. И что «так называемое «оценивание» результатов учебного процесса может привести к ошибочным и даже безнравственным по своему содержанию выводам (в смысле возможного нанесения ущерба личности и обществу в целом), если только не будет опираться на более широкий набор измеряемых качеств».
Поскольку каждый ребенок индивидуален, он осваивает свой набор компетенций в соответствии со способностями, интересами, видами деятельности. И усредненные тесты никак не показывают уровень его продвижения. Автор не является категорическим и непримиримым противником тестов. Он просто считает, что необходимо «применять тесты, способные продемонстрировать, в чем данный конкретный ученик особенно силен, а вовсе не то, силен ли он в решении задач, отобранных учителем или внешним экспертом без учета его способностей».
Равен убежден, что анализировать успехи ребенка нужно с учетом его ценностей. Потому что способности проявляются наиболее полно лишь в личностно значимой деятельности. Больше того, автор предлагает учитывать при оценивании реальную жизненную ситуацию ребенка: «Бессмысленно либо несправедливо говорить, что у людей нет способности к какой-то деятельности, если у них никогда не было возможности попрактиковаться или хотя бы попробовать себя в ней».
Одним словом, читаешь, вздыхаешь, и хочется закупить книжку оптом и разослать нашим энтузиастам тестирования в школе.

М.В.Воропаев
Антикризисное управление школой
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Несмотря на повсеместную модернизацию, компьютеризацию и духоподъемные выводы о всеобщем расцвете и улучшении, у большинства школьных администраторов и педагогов возникает вполне определенное ощущение, что именно их школа испытывает довольно большие трудности. Причем постоянно. Не одно, так другое. «”Горят” годовые отчеты, “химичка” уходит в декрет, текут краны в столовой, на столе три предписания
СЭС…» – это автор живо и реалистично, явно со знанием дела описывает реалии массовой школы. И предлагает методы выхода из многочисленных и застарелых школьных кризисов для тех, у кого нет возможности пригласить и оплатить дорогостоящих консультантов-психологов и анитикризисных управленцев.
Автор не дает высоконаучных определений и советов «вообще». Он просто разговаривает с читателем, предусматривая разные реакции на свои предложения. Например, после описания аналитического психологического приема автор предостерегает: «Не нужно особенно увлекаться самоанализом… это может привести в личностный тупик… вдруг вы сумели сохранить душевную ранимость до сих пор».
В книжке анализируются типичные школьные трудности (от непреходящего дефицита денег до пьющего истопника), предлагаются не менее реалистичные стратегии выхода из кризиса и шаги в этом направлении.

Рейтинг@Mail.ru