Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Меркулов Филипп

Как сделать интереснее последние майские уроки и летнюю практику

Может быть, стоит превратить их в выездные занятия и профессиональную стажировку?

В преддверии каникул педагоги обычно устраивают экскурсии для учеников. Вроде и программа пройдена, и дети
устали – можно отдохнуть. На самом деле выездное занятие – это не просто развлечение, а насыщенная образовательная ситуация: завершающий этап деятельности, подготовка к работе в новом году или яркое событие летнего лагеря. Если, конечно, выезд правильно организован.

Зачем мы уезжаем из школы?

Судя по результатам различных опросов, родители надеются, что школа прежде всего подготовит их детей к жизни в обществе (32%) и к профессиональной деятельности (30–34%). Только четверть опрошенных рассчитывают на повышение культурного уровня ребенка, освоение им программы…
Школа с наглухо закрытыми дверями, изолированная от большого мира (в среднем 95% учебного времени ребенок проводит в классе), вряд ли научит детей жить в обществе, ориентироваться в профессиональной среде. А повод выбраться из душного кабинета есть всегда. И совсем не в ущерб программе. Уроки биологии в залах выставки картин Шишкина и математики в Музее современного искусства – это уже реальность.
Однако выход в музей не единственная возможность раздвинуть стены класса, тем более что многие школы расположены довольно далеко от культурных центров. Но каждый учитель легко найдет какой-нибудь природный или производственный объект в непосредственной близости от своего места работы. Описание биотопа в соседнем лесу, анализы воды в речке, исследование истории происхождения местных топонимов, опросы местных жителей по поводу актуальных социальных проблем, составление коллекций минералов, инсценировки в интерьере старинного парка – есть идеи для всех предметов школьной программы.

Сложная задача

Организовать и провести выездное занятие гораздо сложнее, чем обычный урок. Зато какое удовольствие не только для детей, но и для педагога. Редкий случай, когда все работают с увлечением, никого не надо подгонять. Оказывается, учиться можно не только за партой. Оказывается, в учебнике написаны очень полезные вещи, которые имеют на самом деле отношение к реальной жизни.
Чтобы организация выезда приносила как можно меньше хлопот и как можно больше пользы и радости, стоит продумать некоторые вопросы.
Прежде всего заранее определиться с временем, чтобы можно было решить проблемы с расписанием и заменами. Чтобы дети вовремя узнали о предстоящей экскурсии, успели утрясти свои личные планы, успели настроиться, по-настоящему захотели отправиться в экспедицию, в путешествие, на практику.
Вторая задача – бумаги и формальности: получить согласие администрации школы, заверить списки у медиков, оформить приказ, сообщить в школьную столовую о том, что класс не придет на завтрак такого-то числа, составить проездные документы на группу (они могут понадобиться даже в электричке и междугороднем автобусе), бывает, нужны доверенности от родителей (выезд за границу), записки с указанием особенностей питания ребенка, его реакции на лекарства. Наконец, собрать свидетельства о рождении и медицинские полисы учеников.
Теперь остались педагогические вопросы. Эффективное занятие за пределами школы строится по законам проектной деятельности и требует обсуждения трех принципиальных вопросов: что будем делать? Зачем? Как? Содержание выезда, несомненно, должно быть связано с вашими предметными задачами, соответствовать возрасту участников, их личностным особенностям. Но главное – максимально использовать ресурсы того места, куда вы отправляетесь (социальные, экономические, природные условия, историко-культурный фон).
Подготовка к выезду начинается еще в классе, на уроке, где определяются цели и методы работы, состав рабочих групп, роль каждого, формы представления конечного результата, как полученные знания, опыт будут использованы впоследствии на школьных занятиях.
Продумывая, как организовать распорядок дня во время путешествия, необходимо предусмотреть возможность отдыха и разрядки для детей, наличие взрослых, способных оказать помощь по всем вопросам.
Детей можно привлекать к решению любых проблем, связанных с поездкой. И чем старше ученики, чем больший опыт выездов у них за плечами, тем меньше забот остается у педагога. В конце концов путешествие из педагогического проекта превращается в ученический.

Путешествие в мир профессий

Старшеклассникам интереснее всего окружающий их социум. Значит, выездные занятия с ними должны быть ориентированы на освоение этого социума, исследование профессиональных миров.
А между тем педагоги порой ведут себя по отношению к подросткам довольно странно. С одной стороны, всячески подталкивают их к совершению профессионального выбора (профили, специализация), с другой – максимально отгораживают от реального производства, создавая школы полного дня, включая в расписание по 10 уроков в день.
Даже так называемая «летняя практика» проходит в родной школе за отмыванием парт и отдиранием жевательной резинки с полов.
Может, устроить восьми- или десятиклассникам настоящую профессиональную стажировку, чтобы ребята увидели, какое отношение сухая теория имеет к реальной жизни?
Профессиональная стажировка поможет ребятам разобраться в собственных пристрастиях, увидеть, как строятся реальные производственные отношения, что требуется на рынке труда. Часто в результате такой стажировки у школьников появляются запросы на конкретные элективные курсы, факультативы. Причем не только в рамках школьной программы, но и в области экономики, психологии («хочу научиться уверенно разговаривать с начальством», «мне необходимо уметь слушать других людей»).

Ищем место под солнцем

Как правило, найти место для стажировки помогают родители. Однако можно включить и детей в процесс поиска. Только кажется, что это задача немыслимой сложности. На самом деле процедура устройства на работу состоит всего из трех этапов: телефонные переговоры, составление резюме и собеседование.
Каждый участник путешествия в мир профессий, помечтав, просмотрев банк предложений в интернете, в специальных изданиях, составляет список из 20–30 желанных для него вариантов. Затем собирается группа единомышленников, и первый смельчак репетирует звонок к потенциальному работодателю. В роли собеседника выступает педагог или один из более опытных одноклассников. Разговор короткий, деловой, в быстром темпе. Необходимо точно назвать должность человека, с которым хочется побеседовать, уметь ждать соединения «под музыку Вивальди», быстро реагировать на внезапно возникший голос, преодолевать возможные возражения секретарш, говорить настойчиво, но вежливо, главное – четко. Не стоит сразу признаваться, что устраиваетесь на практику. Поищите более обтекаемую формулировку. Репетиция повторяется до тех пор, пока диалог не потечет гладко и конструктивно. Теперь пришло время настоящего звонка. Телефон включается на громкую связь, группа может слышать весь разговор, давать шепотом советы. Заодно набираться опыта. Какие-то фирмы назначат время собеседования, где-то откажут. Ничего страшного. Отказ – повод задуматься. Ищешь не в том направлении или ведешь себя неправильно?
На самом деле назначенное собеседование лишь начало пути, на котором подстерегает еще масса проблем. Как написать корректное резюме, как сделать официальные фотографии. Как вести себя во время встречи. Честно говоря, для многих учеников преодолеть этап переговоров – уже большая победа. И не обязательно стремиться достичь всего сразу. Саму стажировку можно перенести на следующий год. Естественно, каждый шаг требует обсуждения достижений, проблем, собственных ресурсов и дефицитов. Полезно общими усилиями составить небольшую анкету, с которой ребенок уходит в самостоятельное плавание. Вопросы направят внимание ученика, заставят его обратить внимание на какие-то детали. Возвратившись в школу, подросток сможет написать содержательный отчет. Особенно если согласится вести дневник стажировки. Форма такого дневника также изобретается заранее, с учетом пожеланий будущих авторов.

Рейтинг@Mail.ru