Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Меньшова Татьяна, Тубельская Елена

Проходим программу начальной школы... по «Робинзону Крузо»

Явные и скрытые образовательные эффекты необычного педагогического проекта

В начальной школе педагоги уже приступают к проектированию будущего учебного года. А что, если построить его вокруг какой-нибудь грандиозной идеи, например, коллективного проживания интересной книги?

Обмен опытом

Книга, с которой целый класс долго и плодотворно будет работать, должна быть особенной. Конечно, увлекательной для ребят данного возраста, не скучной для педагога (искренний интерес ничем не заменишь, а без него в классе все блекнет), но главное – насыщенной разнообразной информацией, приключениями, чтобы вместе с героями дети могли исследовать мир, собственные возможности. Надо, чтобы сюжет побуждал что-то мастерить, делать руками и в то же время осваивать учебные навыки, можно сказать, программу.
Увы, таких произведений не много. Есть опыт работы с «Бесконечной историей» Микаэля Энде и, уже не в первый раз, но всегда по-разному, с «Приключениями Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.
Естественно, не все дети готовы играть в равной степени, не все могут действовать самостоятельно, удерживать интерес. В то же время многие личностные и учебные проблемы решаются в процессе игровой проектной деятельности.
Вот нынешний класс. Ученики несколько инфантильные, плохо умеют напрягаться, воли маловато. Робинзон Крузо – прекрасный пример сильной личности, человек самостоятельный, умелый, готовый учиться, преодолевать трудности. С точки зрения взрослого, книга довольно назидательная. Но для малышей, еще не достигших возраста подросткового скепсиса, нравоучения Дефо служат материалом для серьезных раздумий. Кроме того, читатели, вдохновившись примером героя, попробуют свои силы, как принято говорить, в решении жизненных задач: как огонь разжечь, плот построить, съедобную травку найти.
Нельзя сказать, что с самого начала педагог детально планирует, какой учебный материал позволит освоить книга, какие проблемы решить. Многое проясняется по ходу чтения. Более того, исходная цель может отойти на второй план, гораздо более значимыми окажутся иные проблемы. Их подсказывают ученики, ежедневно меняющаяся ситуация в классе, мироощущение педагога, который тоже меняется. Нежелание продумывать подробности заранее не от лени. Так появляется пространство для свободной импровизации, для диалога с классом. А поставленные педагогические цели все равно оказываются достигнутыми. Хотя в какой-то момент учитель про них почти забывает.

Обманчивая простота

Внешне работа с книгой выглядит предельно просто – каждый день выделяются уроки для чтения. Учитель читает классу вслух главу или часть ее, сколько успеет. По мере чтения возникают вопросы, идеи, желание обсудить, попробовать, узнать больше. Перед каждым ребенком большая толстая тетрадь, в ней выполняются все задания, связанные с книгой, хранятся рисунки и записи. Это уже не работа по отдельному предмету, с отдельной тетрадью, с отдельными учебниками, а целостная деятельность – по книге, по жизни. Хотя педагог удерживает математические, естественно-научные темы, которые необходимо обсудить.
К примеру, с первых страниц автор указывает множество географических координат. Для детей это – китайская грамота. Потому что они почти ничего не знают про углы, единицы их измерения. Пришлось заняться ориентацией в пространстве. Сделали модель земного шара, пустили по нему бумажные кораблики. Учились мерить, считать, понимать, что означают загадочные градусы долготы или широты.
Другая важная тема, связанная с математикой, – измерение периметров и площадей. Робинзон Крузо покрывает дом пальмовыми листьями, строит загон для коз. В тетрадях появляется множество чертежей, расчетов. Ребята с увлечением решают задачи, придумывают свои. Во-первых, понятно, где это может пригодиться: буду шалаш строить – надо знать, сколько шкур понадобится для пола, для крыши. Во-вторых, вместо абстрактных терминов – зримая реальность: площадь хижины, периметр ограды. Многие даже и не думают, что математикой занимаются – герою книги помогают выжить на острове.
Даже обычная задачка в несколько действий перестает быть формальным упражнением, потому что связана с жизнью Робинзона, а значит, каждого читателя. Герой ходит к роднику за водой. За один поход он может принести три литра воды. Такой у него кувшин. До родника 7 километров. Вопрос: нужно ли отшельнику менять место жительства, перебираться поближе к роднику? Оказывается, мало просто посчитать, что-то умножить, поделить. Необходимо выяснить, сколько человеку нужно воды в день, сколько раз придется к роднику ходить. Сколько времени займет дорога? С какой скоростью ходит человек вообще и конкретный ученик в частности? А с полным кувшином еще медленнее.
Естествознание изучать при чтении Дефо тоже интересно. Съедобные и лекарственные растения, климат, ландшафт. Можно рисовать пейзажи необитаемого острова, чертить планы, делать макеты водопадов, вулканов, пещер. Можно исследовать собственный организм.
Вот написано в книжке, что сок дикого лимона подарил герою заряд бодрости. Ученики засомневались, вправду ли эта кислятина бодрит. Целый урок был посвящен цитрусовым. И не только теории (особенности строения, развития), но и практике. Класс тер принесенные педагогом лимоны, пробовал сок. Ребята прислушивались к себе: что со мной происходит? Что я чувствую? Оказалось, лимон не всех бодрит. Некоторых, наоборот, расслабляет. В энциклопедии, попутно изученной, нашлось подтверждение результатам эксперимента.
Как-то после чтения очередной главы возникла тревожная тема: Робинзон всматривается в морские просторы, надеется увидеть корабль. Как он поймет, что это не пиратское, не вражеское судно появилось на горизонте, а посланник дружественной страны? Наверное, по флагу. Но никто в классе, включая педагога, во флагах ничего не понимает. Стали собирать флаги разных стран. Даже игру сделали: по глобусу в руках ведущего плывет бумажный кораблик с раскрашенным флагом. Игроки угадывают, из какой страны пароход, разводить ли сигнальный огонь или прятаться в пещере. А чтобы ведущий ничего не перепутал, сзади на корабле карандашом правильный ответ написан.
Чтобы английский совершенствовать, писали дневник Робинзона, записки с просьбами о спасении, естественно, на языке героя.
С русским языком тем более нет проблем. В толстой тетради, посвященной Робинзону Крузо, и списанные без ошибок любимые отрывки, и собственные сочинения о жизни на необитаемом острове, об одиночестве, о дружбе. Есть чисто лингвистические задачки, связанные с Пятницей: как понять незнакомый язык, как рассказать чужестранцу о своих намерениях.
И о чтении. Вроде бы основную часть книги (с вольными сокращениями) читает педагог вслух. А как же самостоятельная работа? Многие ребята сами упрашивают родителей купить им любимый роман и читают дома. Кто-то потихоньку таскает книгу с учительского стола – почитать на продленке. Есть и такие дети, которым с одного прочтения не запомнить все важные подробности. Им родители, по договоренности с педагогом, дома чуть вперед читают, чтоб в классе ребенок лучше ориентировался в теме. И конечно, ребята читают другие книги, по личному выбору, обсуждают в классе прочитанное. Жизнь не замыкается на одной книге, напротив, становится богаче.

Жизненные задачи

Каждому ребенку хочется побывать на месте героя. Когда учишься в школе в центре огромного города, осуществить такую мечту непросто. И все же. В один зимний день, после уроков, учитель вручил каждому ребенку по коробку спичек и повел класс в ближайший лесопарк. Там юные Робинзоны вытоптали себе в снегу необитаемые острова. Задача – разжечь костер и удержать огонь хотя бы в течение 3–4 минут. Нетрудно предугадать результат: успеха добился лишь один мальчик. Озорной, шустрый, рюкзак и карманы вечно набиты полезными железками. Дома ему с раннего детства никто не запрещал хватать любые инструменты. В момент испытания у него нашелся перочинный ножик (он всегда ножик с собой носит), мальчишка сообразил, что остров вытаптывать нужно у старой сосны: и от ветра защита, и коры много, веточек сухих. Костер получился таким устойчивым, что от его углей обитатели соседних островов зажгли свои костры.
Вернувшись в школу, расстроенные ребята долго обсуждали, почему не разгорелся огонь, описали свой опыт, ощущения в сочинениях. С нетерпением ждали следующей вылазки. И что? Никакого оптимистичного финала. С задачей справились всего двое.
В ближайшие выходные половина класса потащила родителей в лес, в парк, на дачу. Нечасто бывает, чтобы дети просили родителей чему-то поучить (а не сделать вместо них). Тут уговаривали, внимательно перенимали опыт, выслушивали советы.
Решение жизненных проблем не закончилось разжиганием костров. Еще учились спасаться от наводнения: залезали на деревья и должны были там продержаться 10 минут. Строили плоты. Вязали веревки. Попросили одного папу показать, как вяжутся морские узлы. Тот сначала долго готовился по книжкам, волнуясь, провел урок. А потом стал спрашивать, не надо ли ребят еще чему-нибудь поучить – понравилось.
Умение вязать узлы не пропало даром. Класс общими усилиями смастерил настоящую корабельную веревочную лестницу (каждый по ступеньке), по лестнице в классе на перемене полазить можно, она и во дворе пригодится.
Отдельная история – глиняная посуда. Как Робинзон, ребята лепили себе без всяких гончарных кругов миски, чашки, кувшины. Получилось кривовато. Взрослые убеждали: делайте аккуратнее, заглаживайте поверхность. Начинающие гончары пропускали советы мимо ушей: и так сойдет. Видно же, что тарелка. В один прекрасный день завтрак из школьной столовой принесли в класс. Разложили по глиняным тарелкам. На десерт еще и мороженое припасли. Дети с удовольствием ели из посуды собственного производства. Но многие потом признались: привкус глины чувствуется, слишком шершавая поверхность. Посуду ребята по-прежнему с удовольствием лепят на уроках труда, но теперь старательно заглаживают каждый бугорок.

Подведение итогов

Отдельные победы тех или иных Робинзонов в викторинах по тексту, в соревнованиях отмечаются мелкими призами (бусинами, из которых впоследствии сложится ожерелье). Неудачи никак не фиксируются внешне. Учитель, конечно, замечает, как идут дела у каждого ученика, что получается, что пока не очень. Но результатами своих наблюдений не спешит делиться. Тем более обвинять ребенка: ты не стараешься, ленишься. Мотивация у детей есть, ресурсов иногда не хватает. Значит, нужно педагогу что-то придумывать для решения проблемы, ради достижения определенного ребенком уровня. Да и нет такой планки, которую все обязаны преодолеть к определенному сроку. Дети трудятся в своем темпе, в соответствии с собственными желаниями. Качество труда, грандиозность результата определяются на практике, на собственном печальном опыте, по реакции зрителей, слушателей.
Естественно, время от времени нужно подвести итоги. Например, прочитав книгу до половины, устроить музей Робинзона Крузо, с выставкой картин, макетов, поделок, собранных гербариев, с испытанием всех созданных игр, придуманных задач. Пригласить в гости другие классы, родителей. А в конце, когда учебный год уже закончится, уехать на природу, в настоящий лес, с настоящим костром, глиняной посудой, чтением стихов и ночными разговорами у огня за кружкой травяного чая.

Другие варианты

Замечательный учебный год складывается не только вокруг книги. Можно устроить кругосветное путешествие по странам, можно строить дом своей мечты или макет идеального пришкольного участка. Лишь бы это общее дело интересовало всех, позволяло решать учебные, личные проблемы, а главное – учиться чему-то, понимая, что и зачем делаешь.

Рейтинг@Mail.ru