Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Признаки, характерные для гиперактивных учеников и детей со сниженной активностью

Чтобы правильно продиагностировать причины школьных проблем ребенка, педагогу необходимо познакомиться с особенностями различных видов дезадаптации.

Признаки гиперактивности

1. Вертится за партой. Совершает массу ненужных движений – от двигательных стереотипов (кручение волос и потряхивание кистей рук) до суетливых манипуляций с портфелем. Такой ребенок может в течение всей перемены убирать в портфель тетрадь и линейку, но… так и не успеть за перемену даже застегнуть портфель.
2. Может встать в середине урока, выйти из класса, подойти к доске. Долго не может усвоить свод правил – поднимать руку перед ответом, отпрашиваться в туалет на уроке.
3. На перемене не играет, а просто носится по рекреации или коридору. С трудом заводит друзей, а если и заводит, то смиряется только с ролью лидера.
4. На уроке часто выкрикивает ответ из-за парты. На уроке физкультуры может кинуть мяч тогда, когда ему захочется.
5. Много говорит, но при этом не по делу. Ответ на вопрос может быть весьма многословным, но абсолютно не по существу.
6. Даже имея неплохое внимание, определяемое по тестам, на уроке не может высидеть больше 10 – 15 минут. После чего может вскочить и начать бегать по классу.
7. Неуспешен на уроках труда.
8. Эти дети редко болеют. Порой один раз в несколько лет, но при этом долго и с осложнениями.

Признаки пониженной активности

1. Эти дети пассивны. Не спросишь их – никогда не поднимут руку.
2. Плохо успевают на уроках физкультуры.
3. Им тяжело даются устные предметы. Запоминание мучительно, память кратковременна.
4. Сделав перерыв в учебе, могут напрочь забыть пройденное. После большого перерыва их приходится учить заново, словно «с чистого листа».
5. Неторопливы и замедленны. Могут полчаса искать линейку в портфеле, но не догадаются посмотреть под партой, куда линейка упала в начале урока.
6. Им свойственна неоправданная осторожность.
7. На переменах предпочитают играть в одиночку, с трудом могут объяснить правила своей игры.
8. На первых уроках их активность гораздо ниже, чем на последних.
9. Они кажутся невыспавшимися. Зевают.
10. Плохо держат позу, спина сутулая, часто косолапят.
11. Если они пишут правой рукой, то левая съезжает под парту. Нерабочая рука не поддерживает тетрадный лист.
12. Часто жалуются на головную боль.
13. Много и долго болеют.
14. Боятся новых помещений. Склонны выбрать значимого взрослого и стараются держаться около него в незнакомой обстановке. Могут заболеть, если значимый взрослый (любимый учитель) не выйдет на работу.
15. В начальной школе дезадаптация по продолжительности занимает две-три четверти.

Рейтинг@Mail.ru