Вторая тетрадь
Школьное дело
ПОД ЗАНАВЕС ЧЕТВЕРТОЙ ЧЕТВЕРТИ
Экзамены приближаются...
Чем педагог может поддержать своих учеников на финишной прямой
Часто к началу экзаменов мы полностью забываем
обо всех педагогических премудростях, прежде всего
об «индивидуальном подходе» и «личностно-ориентированном образовании», о котором помнили в течение учебного года. Все! Конец обучению! Начинается проверка результатов!
Однако и процесс подготовки к экзамену, и сам экзамен, и даже то, что происходит после него, – важная часть образования. Попробуйте с друзьями или коллегами повспоминать школьные или студенческие годы – и через несколько минут все начнут говорить именно
об экзаменах. То, что делает учитель во время экзаменов, очень важно для каждого ученика. Педагогика экзаменов существует, и именно
о ней мы попробуем начать разговор сегодня.
В день консультации
Итак, учебный год подошел к концу, долгосрочные проекты подготовки к экзаменам закончены, впереди – последний рывок: выпускные и переводные экзамены. Последняя консультация, и… «либо пан, либо пропал».
Волнуются все – и дети, и учителя, и родители. Наступает день консультации, которая является очень важной частью самого экзамена. Консультация для ребят не только возможность получить ответы на вопросы, но и ожидание установки на экзамен, поддержки учителя. И в первую очередь поддержки эмоциональной.
Группа исследователей, в которую вошли физиологи и психологи Нижегородского государственного университета, провела исследование. Его суть в следующем. Перед экзаменом тестировали студентов, чтобы проверить, какое полушарие более активно во время подготовки. Оказалось, что у подавляющего большинства ребят в эти моменты становится наиболее активным правое полушарие, которое, как известно, отвечает в основном за эмоциональную сферу. Представляете, преподаватели думают, что ребята «учат» материал, «запоминают», «простраивают логические цепочки», а они этого сделать просто не в состоянии, потому что так уж устроен их организм: эмоции преобладают, а не разум!
Что же делать? Для начала стоит попробовать не быть во время консультации постоянно серьезным, напряженным. Легкая шутка, небольшая веселая игра с пришедшими (и волнующимися!) учениками могут стать эффективным лекарством от страха.
К сожалению, вместо этого во время консультаций учителя часто припоминают детям их былые ошибки и промахи. Типичная ситуация: «У тебя так много вопросов! Что же ты целый год делал?! Да я и так знаю, ничего ты не делал! Домашнюю работу не выполнял, уроки прогуливал – вот и результат!» Такого рода высказывания могут помочь только в одном случае: если педагог не хочет, чтобы экзамен был сдан успешно. Помню, как мне в школьные годы перед одним экзаменом в подобной форме напомнили о том, что я плохо дежурила по кабинету. В результате я так расстроилась, что на экзамене не смогла ответить на самые простейшие вопросы и, имея в году твердую пятерку, получила тройку.
Во время консультации ребят можно условно разделить на две группы.
В первой – те, кто честно готовился к экзамену. Таким ребятам именно в момент консультации обычно кажется, что они ничего, ну абсолютно ничего не знают. Во время консультаций они заваливают учителя вопросами, а сами заранее расстроены: учили, учили, а толку никакого – все равно не сдадут! Чтобы оказать им реальную помощь, нужно во время консультации сделать так, чтобы они сами захотели и начали отвечать на свои (или чужие) вопросы. Для этого педагог, например, может использовать прием «замедленного ответа»: прежде чем начать отвечать на заданный вопрос, он медлит и начинает сам говорить только через некоторое время. Если же за этот период короткого молчания кто-то из присутствующих ребят начинает сам отвечать на вопрос, учитель поддерживает инициативу, лишь иногда (и в самой корректной форме!) помогая говорящему.
Во вторую группу войдут те, кто и не готовился к этому экзамену вовсе, а возможно, и никогда не готовился ни к каким экзаменам. Как бы это ни казалось странно, такие дети тоже ждут поддержки учителя, демонстрируя свою ранимость в раздражающей учителя форме: показывая полное незнание материала и нежелание его знать. Но если эти дети пришли на консультацию, значит, они тоже ждут помощи. Подход к каждому из них, конечно, должен быть индивидуальным, но и здесь есть некоторые общепедагогические приемы, которые могут быть применены. Например, во время консультации, увидев напряжение (или поняв, что эта группа ребят вызывающе не слушает учителя), преподаватель может сознательно «отойти» от обсуждаемой темы и рассказать ученикам какую-нибудь историю из своей жизни об экзаменах (лучше, чтобы история была веселой – с посмеиванием над самим собой – и с хорошим финалом). Такое небольшое сознательное отступление снимет напряженность, покажет ребятам, что учитель прекрасно понимает их состояние (и сам также волновался!), что он – человек, готовый понимать и помогать.
Испытания начались
На экзамене, конечно, не до игр, но забывать о том, что ребята в этот момент скорее ощущают ситуацию, чем понимают и осознают ее, не стоит. Понятно, что нужно быть доброжелательным. Но есть и другие тонкости.
Если консультация – одна на всех, то экзамен всегда индивидуален, на нем каждый – сам за себя. Значит, и эмоциональную поддержку нужно оказать каждому ребенку, а не группе. Но как это сделать, особенно если сдающих 20–30 человек?
Предложите детям помочь друг другу! Конечно, для этого в классе должны быть хорошие взаимоотношения между ребятами. «Посмотри, Таня очень нервничает. Постой с ней, пожалуйста, поговори, мне кажется, ей нужна помощь» – с такой просьбой можно обратиться к другому волнующемуся ребенку, и тогда сразу двум людям станет легче.
Но вот ребята зашли в кабинет, взяли билеты… и, начав готовиться, изредка поглядывают в сторону комиссии. Если учитель, случайно встретившись глазами с ребенком во время экзамена, искренне улыбнется тому (все хорошо, не волнуйся, ты – прекрасный человек!), полдела сделано. Если же взрослые посчитают, что ситуацию нельзя «разбавлять» улыбками, что все должно быть предельно серьезно, напряжение усилится, и самые лучшие ребята могут начать отвечать очень плохо.
Теперь – самое сложное и для педагога, и для его учеников. Дело в том, что учитель в этот момент вынужден занимать две позиции одновременно. С одной стороны, он учил этих ребят в течение одного или нескольких лет, значит, сейчас он с ними «в одной команде», ведь идет проверка результатов их совместного труда. С другой – результаты проверяет комиссия, одним из членов которой он сам является. Если провести аналогию со спортивными соревнованиями, получается, что тренер соревнующихся спортсменов в то же время один из главных судей. Судья должен быть беспристрастным; тренер – человек, от которого спортсмены во время соревнований ждут помощи и поддержки.
Как же вести себя учителю? Инструкции требуют смены роли: учитель должен стать отстраненным судьей, оценивающим чьи-то достижения, но это сделать трудно, потому что человеческие отношения требуют прямо противоположного. Прямая смена роли учителя на экзаменатора – самое простое, но не самое верное решение.
Поэтому если педагог-предметник заранее договорится с коллегами, входящими в состав комиссии, что во время экзамена он будет оставаться учителем детей и консультантом для комиссии (так как в нее обычно входят педагоги, слабо разбирающиеся в специфике сдаваемого ребятами предмета), ситуацию можно изменить. Такой договор может включать в себя, например, следующие пункты:
1. Учитель, класс которого сдает экзамен, подходит к ученикам только с разрешения комиссии.
2. Он задает дополнительные вопросы только для того, чтобы продемонстрировать комиссии положительные стороны в знании предмета экзаменуемыми.
3. При обсуждении экзаменационной отметки высказывает свое мнение первым, мотивируя ее перед коллегами, но итоговое решение оставляет за председателем.
4. О своем особом статусе во время экзамена учитель предупреждает ребят заранее.
Конечно, пункты договора могут изменяться в зависимости от конкретной ситуации, но главное должно оставаться неизменным: еще до начала экзамена дети знают, что тот, кто учил их данному предмету, сдает экзамен (в особой форме!) вместе с ними.
Роль учителя-консультанта на экзамене непривычна, но вполне реальна. В это время главное – показать ребятам, что ты не судишь (не оцениваешь) их, а именно консультируешь и разделяешь их волнение. Например, если ребенок попросил педагога подойти к нему, после того как комиссия разрешит это сделать, лучше не возвышаться над учеником, отвечая на вопрос, а взять стул и присесть с ним рядом. Возвышающийся взрослый демонстрирует свою силу на чисто физическом уровне, тогда как ребенок и без этого ощущает свою полную зависимость от ситуации; сидящий рядом взрослый – партнер, от которого можно ждать только помощи и поддержки.
Все осталось позади?
Обычно отметки объявляет председатель экзаменационной комиссии, и после этого дети уходят домой… но у многих из них остается чувство незавершенности: столько трудов, столько работы, волнений – и все? Одна объявленная цифра – это и есть конец учебы по данному предмету?!
Если педагог, предмет которого сдавался, не пожалеет нескольких минут на то, чтобы задержаться с ребятами, результат экзамена может быть совсем другим. При этом о серьезной рефлексии того, что происходило во время экзамена, думать не стоит: все слишком перевозбуждены. Эта беседа должна носить скорее неформальный характер: те дети, у которых появилось желание рассказать учителю о своих переживаниях, страхах или радостях во время экзамена, должны иметь такую возможность.
«Зачем? Если это выпускной экзамен, ничего уже не изменишь!» – скажет скептик. Ответ прост. Мы все надеемся, что это не последний экзамен в жизни наших учеников, даже если сегодня они заканчивают одиннадцатый класс. Чтобы научиться сдавать экзамены (и учебные, и жизненные), обязательно нужно уметь анализировать то, что на них происходит, понимать свои сильные и слабые стороны. Хорошо тем ребятам, которых дома ждут понимающие родители, готовые с ними поговорить об этом. Но, к сожалению, такие родители есть не у всех…