Вторая тетрадь
Школьное дело
Отбор в первый класс запрещен. Но по-прежнему продолжается
Уже наступила горячая пора выпускных экзаменов, а апрельско-майские страдания родителей по поводу приема в первые классы все не утихают. Нам пришло письмо:
«Когда я обзванивала ближайшие школы, удивлялась: почему все собеседования проходят с 17.00 до 19.00? К этому времени ребенок уже устал от бурного дня. Но когда мы пришли в школу, удивление сменилось возмущением. Родителей на собеседование не пускают, а там пять чужих теть с каменными лицами. Сначала в очереди отсидели два часа, потом ребенка вызвали – строго, по фамилии. Вот некоторые из заданных вопросов: почему мы считаем аморальным поступком, если кто-то не работает; зачем на конверты клеят марки; в вазе три нарцисса и семь тюльпанов, сколько в вазе нарциссов; воспроизведи (повтори) ряды из услышанных цифр (от двух до десяти в ряду). Процедура заняла около часа, потом мне сказали, что мой ребенок «медленновато отвечает». Ребенок стоял усталый и злой. У меня вопрос: есть ли законные основания не пускать мать на тесты? И еще: почему эти вопросы нигде не выкладывают, как задания ЕГЭ?»
Оказывается, не все знают: Минобрнауки ежегодно напоминает управлениям образования о необходимости руководствоваться пп. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ, согласно которым «каждый гражданин имеет право на образование, каждому гарантируются общедоступность и бесплатность образования». Повторяет в своих рекомендациях: «Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании»). И все вроде бы знают: отказать гражданам в приеме их детей в первый класс можно только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). И что только нетиповым образовательным учреждениям наподобие хореографических и художественных школ Федеральный закон позволяет осуществлять конкурсный отбор.
Тем не менее всюду при зачислении в школу проводится то «психолого-педагогическое собеседование», то «педагогическое знакомство», которое якобы проверяет готовность ребенка к обучению по программам данной школы, а на самом деле является самопальным тестированием и проверяет… стрессоустойчивость ребенка и лояльность родителей к школе.
Школе нужны баллы ЕГЭ и призовые места в олимпиадах и конкурсах, и педагоги ведут отбор «нужных» детей: презентативных, не по-детски информированных, бойких, умеющих читать-писать-считать. И родителей, которые сумели от детей этого добиться, а значит, и дальше будут «помогать школе». В набор «скорой помощи» входят не только финансовые и материальные вложения, но и готовность родителей поддерживать любые требования школы к ребенку.
…Куда деваться? И мы сами почти перестаем видеть разницу между механической муштрой и воспитанием; натаскиванием и интеллектуальным развитием – нас методично и последовательно отучают от этого различения. А детям трудно. Ведь как на «входе» – так и на «выходе»...