Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Управленцев отправили на повышение. Квалификации
В сорока регионах России откроются учебные центры для руководящих кадров системы образования
В прошлом году АПКиППРО приступила к реализации проекта «Организация федерально-региональной сети повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования».
Цель проекта – разработка основ нормативного, кадрового
и учебно-методического обеспечения федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
Федеральная мобильная сеть повышения квалификации будет работать следующим образом:
Федеральный учебный центр (АПКи
ППРО) заключит соглашения с региональными департаментами управления образованием и будет осуществлять разработку программных, учебно-методических и дидактических пособий для передачи их региональным центрам через подготовленных тьюторов. Также Федеральный учебный центр будет вести мониторинг готовности к реализации программы повышения квалификации в учебных центрах в 40 субъектах РФ.
Каждый «управленец», повышающий свою квалификацию, должен будет пройти обучение не менее чем по трем модулям (72 часа), выполнить выпускную работу, сдать необходимые зачеты и экзамены. По результатам обучения слушатель сети (где бы он ни учился) получит по итогам Государственной аттестации свидетельство о повышении квалификации АПКиППРО.
Таким образом, будет создана мобильная сеть оперативного повышения квалификации руководящих кадров системы образования.
Академией уже разработаны основы модели мобильной системы повышения квалификации. Созданы учебно-программные, дидактические и методические материалы – по 15 модулям (каждый на 24 часа).
Модули охватывают следующие направления:
- Стратегический менеджмент в образовании; стратегия развития школы в условиях изменений, происходящих в российской системе образования.
- Разработка новой системы оплаты труда, нормативное и правовое сопровождение, новые подходы к системе аттестации кадров; переход к системе нормативного бюджетного подушевого финансирования. Модели нормативного бюджетного финансирования, стратегия школы в условиях конкурентной среды. Взаимосвязь СОТ и финансирование по нормативу. Региональные системы оплаты труда (ОСОТО).
- Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности в образовании. Нормативно-правовые, организационно-методические основы создания различных моделей государственно-общественного управления. Формы и способы предъявления общественности результатов деятельности ОУ в форме публичного доклада.
- Новые правовые формы организации деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций, автономное учреждение, порядок изменения существующего учреждения, отличия АУ от бюджетных государственных (муниципальных) учреждений.
- Формирование системы оценки качества образования: региональный, муниципальный и школьный уровни – рассматриваются новые подходы к формированию системы оценки качества.
- Мониторинг и статистика образования. Мониторинг как информационная основа принятия управленческих решений и современная практика мониторинга в ОУ.
- Организация труда руководителя образовательного учреждения. Теоретические основы управления образовательным учреждением, структуры управляющей системы и управленческого механизма, АИС руководителя.
- Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Понятие образовательного учреждения как юридического лица, порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, система локальных актов образовательного учреждения, юридические требования к внебюджетной деятельности. Применение законодательства о размещении заказа для государственных (муниципальных) нужд: правила проведения конкурсных торгов и закупок.
- Трудовое законодательство в образовании. Особенности применения норм трудового законодательства в условиях ОУ: прием, перевод, увольнение работников, особенности рабочего времени и времени отдыха, совместительство, оплата труда и другие вопросы трудовых отношений в образовательных учреждениях.
- Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений. Принципы и технологии автономии образовательного учреждения; система бюджетного финансирования – планирование, формирование и использование бюджетных средств; технология и модели нормативного бюджетного финансирования, расчеты норматива, а также схемы казначейского исполнения бюджета; экономический организационный механизм привлечения внебюджетных источников.
- Проектное управление в образовании. Подходы к управлению образовательными учреждениями, основанные на проектном менеджменте. Основные подходы к разработке и реализации проекта управления образовательным учреждением; проект, проектный менеджмент, образовательный проект, стратегия, риски, логико-структурный подход, субъекты проектной деятельности, субъекты управления проектом, управление финансированием проекта.
- Развитие сети образовательных учреждений. Сетевые модели интеграции, кооперирования и комплексирования учреждений образования; алгоритмы сетевого взаимодействия.
Дистанционные модули:
Технология портфолио для подготовки и заявки учителя в ПНПО.
Программа развития школы в заявке ПНПО, включая описание инновационных образовательных программ.
Составление сметы реализации инновационной образовательной программы в ПНПО.
На базе Федерального учебного центра (АПКиППРО) прошли обучение 800 преподавателей-тьюторов из 40 регионов. Планируется, что именно они, на основе единых учебных программ и методик, займутся переподготовкой управленцев в региональных и окружных учебных центрах, входящих в состав федерально-
региональной мобильной сети.
По оценке авторов проекта, за год в каждом федеральном округе могут быть обучены от 5 до 7 тысяч руководителей и соответственно по стране – 35–40 тысяч. А за два года работы проекта в инновационном режиме могут быть переучены около 60 тысяч директоров учреждений общего образования, специалистов муниципального уровня, руководителей ДОУ и других специалистов.