Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Генеральная репетиция ЕГЭ

Рособрнадзор подвел итоги пробного тура единого экзамена

На днях в «Ростелекоме» прошло селекторное совещание с руководителями органов управления образованием субъектов РФ по вопросам проведения выпускных экзаменов в 2008 году.
Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова напомнила о том, что 19 и 21 апреля в 71 субъекте РФ состоялись пробные экзамены по ЕГЭ, которые она сравнила с «генеральной репетицией, главная цель которой заключалась в отработке организационно-технологических моментов».
По итогам пробных туров Рособрнадзор составил план мероприятий по устранению технических недостатков – каких именно, Любовь Глебова не уточнила. Но, как следовало из выступления руководителя Федерального центра тестирования Сергея Кравцова, в дни проведения пробных туров отмечались задержки с рассылкой в регионы экзаменационных материалов по ЕГЭ, которые должны поступить в каждую территорию не позднее чем за три дня до экзамена.

Статья опубликована при поддержке языкового центра "Yes Skype". В образовательном центре Вы сможете изучать языки не выходя из дома. Преподаватель английского языка по скайпу поможет Вам в изучении языка онлайн, возможно обучение с нуля. Разговорная практика, ролевой модуль, чтение, письмо и грамматика, аудирование. Узнать подробную информацию о центре, контакты и записаться на бесплатный пробный урок Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://online.yescompany.ru.

Согласно утвержденному графику экзаменационный марафон в форме ЕГЭ продлится с 16 мая по 4 июня, 10 и 11 июня обозначены как резервные дни для тех учащихся, которые по уважительным причинам не смогли сдать ЕГЭ в общем порядке.
В ходе селекторного совещания представителей Рособрнадзора интересовала прежде всего готовность к решающему старту регионов-новичков (в нынешнем году впервые в эксперимент вступили Приморский край, Чеченская Республика и Нижегородская область). Из выступлений руководителей органов управления образованием напрашивался вывод о том, что главное отличие между опытными регионами и новичками заключается только в количестве предметов, по которым будут проводиться ЕГЭ: так, школьники Нижегородской области будут сдавать только русский язык, в Приморском крае – математику, а в Республике Марий Эл, которая участвует в эксперименте с 2001 года, ЕГЭ пройдут по 13 предметам Федерального базисного учебного плана и двум дисциплинам регионального компонента.
В этом году федеральный центр не регламентирует количество испытаний в форме ЕГЭ, но каждый выпускник 11 класса должен сдать не менее 5 экзаменов, из них два обязательных и три по выбору. По усмотрению субъекта РФ разрешается проводить один дополнительный региональный экзамен.
Таким образом, общее число выпускных испытаний не должно превышать шести «на одну душу».

Что волнует регионы?

Вопросы, которые представители субъектов РФ задавали руководителям
Рособрнадзора, носили сугубо конкретный, «точечный» характер.
Большинство из них касалось правил заполнения свидетельств с результатами ЕГЭ (начиная с нынешнего года такое право предоставлено 77 территориям), организации ЕГЭ в труднодоступных районах (этот вопрос особенно актуален для Чукотского автономного округа).
Была поднята и проблема финансирования ЕГЭ.
Как сообщил В.Шаулин, в прошлом году затраты федерального бюджета на проведение эксперимента составили чуть более 300 млн рублей. Эти средства были израсходованы на подготовку и рассылку КИМов, обработку результатов экзамена, распечатку бланков свидетельств. До этого года включительно за счет федеральных средств поставлялось оборудование для региональных центров обработки информации (РЦОИ). В 2008 году получили оборудование три региона, впервые вступившие в эксперимент. С 2009 года эта задача будет решаться за счет региональных средств. Кроме того, в региональных бюджетах должны быть предусмотрены ассигнования на оплату труда экспертов, организаторов ЕГЭ, доставку учащихся в ППЭ и ряд других внутренних вопросов, за решение и финансирование которых традиционно отвечали субъекты РФ.
Помимо финансирования представителей субъектов РФ волнует и нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ – причем не столько его содержание, сколько сроки подготовки. Так, руководители региональных органов управления образованием высказывали пожелание о том, чтобы новые нормативные акты поступали на места в начале нового учебного года, не позднее октября. В настоящее время при Департаменте государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки создана рабочая группа, задача которой – подготовить пакет документов для ЕГЭ в штатном режиме.
Специалист Минобрнауки Ирина Тараданова выразила надежду, что новые документы не будут меняться каждый год, а прослужат какой-то определенный период.
Но верится в это с трудом.

Новые правила для медалистов, двоечников и аферистов

Только в нынешнем году Рособрнадзор выпустил не менее десятка новых писем и приказов, вносящих те или иные изменения в правила проведения ЕГЭ (об этом мы подробно писали в «ПС» № 6).
Среди последних – Рекомендации по организации приема в ссузы и вузы – от 28.03.2008 г., которые предусматривают, в частности, право приемных комиссий «отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи ЕГЭ» (имеется в виду неудовлетворительная отметка по пятибалльной шкале оценивания).
Кстати, в этом году выпускникам предоставляется возможность пересдать «неуд» по ЕГЭ, но только по одному предмету и только в традиционной форме.
Кроме того, на приемные комиссии ссузов и вузов возлагается обязанность осуществлять контроль за достоверностью сведений об участии абитуриентов в ЕГЭ. Основной формой контроля является направление соответствующего запроса в федеральную базу свидетельств.
В случае выявления Рособрнадзором в ходе проверок фактов неправомерного зачисления студентов, представивших недостоверные сведения, таковые будут отчислены из вуза или техникума.
«Этот год последний, когда действуют льготы для медалистов», – напомнила Л.Глебова.
Однако, как следует из рекомендаций, этих льгот уже фактически не существует, поскольку во внимание принимаются результаты ЕГЭ по профильным предметам. Если же обладатели школьного золота получили меньшее количество баллов, чем это установлено ссузом или вузом для зачисления, то им дается право дальнейшего участия в конкурсе на общих основаниях. Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся.
Вуз вправе организовать традиционные испытания по тем предметам, по которым не проводится ЕГЭ в данном субъекте РФ, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ЕГЭ для детей с особыми потребностями

Примечательно, что данной категории в нынешнем году уделяется особое внимание: в 36 субъектах РФ пройдет апробация ЕГЭ по русскому языку для детей с различными заболеваниями. В том числе для слепых и слабовидящих.
Для таких учащихся Рособрнадзор рекомендует создать особые организационно-технологические условия, подробное описание которых содержится в приложении к письму от 15.04.2008 г.
№ 01-186/08-01.
В приложении написано, что для учащихся с глубокими нарушениями зрения выпущены КИМы, переведенные на рельефно-точечный шрифт Брайля, и специальные тетради, в которые учащиеся будут записывать свои ответы. Для обработки в РЦОИ необходим перенос ответов на стандартные бланки ЕГЭ – с сохранением пунктуационных, орфографических и стилистических особенностей оригинала. Предполагается, что эту задачу выполнят тифлопереводчики под контролем уполномоченных представителей ГЭК (государственных экзаменационных комиссий) и общественных наблюдателей.
На выполнение заданий детям-инвалидам отводится на полтора часа больше, чем всем остальным школьникам.
Кстати, согласно установленному регламенту наибольший объем времени  – 4 часа – отводится на ЕГЭ по литературе, математике и информатике; 3,5 часа – на физику и историю России, на остальные предметы предусмотрено 3 часа (180 минут), а на иностранные языки – 170 минут.

Эксперимент в 9 классах

Другой теме – выпускным экзаменам в 9 классах – в ходе селекторного совещания было уделено значительно меньше внимания.
Между тем с 2004 года в регионах проводится итоговая аттестация выпускников основной школьной ступени по новой форме. Ее принципиальное отличие от традиционной состоит в том, что экзамены проводят не те, кто обучает.
На федеральном уровне разрабатываются экзаменационные материалы, рекомендации по проведению и критерии оценивания, а на местах организуются независимые территориальные комиссии, принимающие и проверяющие результаты этих испытаний.
В отличие от ЕГЭ участие в этом эксперименте происходит на добровольных началах, но, как отмечал бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, «регионы выстраиваются в очередь для участия в этом эксперименте».
Так, в 2006 году насчитывалось 49 таких территорий, в 2007-м – 65, а в нынешнем – уже 74.

Оценка качества

Вообще традиционная система оценки индивидуальных достижений учащихся развивается не столько вглубь, сколько вширь, охватывая все больше возрастных категорий школьников.
В настоящее время Рособрнадзором объявлен конкурс на разработку тестовых материалов для 1 и 4 классов, которые, по словам В.Болотова, будут представлять собой «батарею методик, позволяющих строить индивидуальные образовательные траектории детей». При этом он подчеркнул, что данные тесты, в отличие от выпускных экзаменов в 9 и 11 классах, не будут носить квалифицирующего характера, то есть служить фактором для отсева детей на той или иной переходной ступени.
Так, в первом классе ставится задача провести стартовую диагностику на готовность к обучению в школе (мелкая моторика, социализация и т.д.), в четвертом – проверяется готовность к обучению в основной школе. И в том и в другом случае тесты носят непредметный характер и нацелены на выявление грамотности учащихся, то есть способности понимать тексты и т.д.
Современная система оценки качества образования включает в себя измерение не только индивидуальных достижений учащихся и образовательных программ, но и школ, вузов, а также целых образовательных систем – муниципальных и региональных. Причем при оценке последних учитывается целый ряд внеучебных индикаторов, в числе которых – социализация и здоровье школьников.
К участию в процедурах аккредитации профессиональных образовательных учреждений все активнее привлекаются работодатели и представители отраслевых союзов (бухгалтеров, модельеров, рестораторов, отельеров), которые разработали критерии оценки профессиональных компетенций выпускников профильных колледжей и вузов.
При оценке деятельности школ может учитываться мнение родителей.
Таким образом, оценка качества образования становится все более комплексной и открытой обществу. Однако использование полученных результатов далеко не всегда устраивает специалистов.
Например, в регионах, внедряющих новую систему оплаты труда, результаты ЕГЭ сплошь и рядом используются при распределении стимулирующей части заработной платы, что повышает риск фальсификации оценок. В образовательных кругах все чаще говорят о том, что оценки за ЕГЭ не отражают в полной мере качество образования и уровень знаний учащихся. А для получения более достоверных сведений необходимы альтернативные системы оценок: олимпиады, профессиональные конкурсы, портфолио, включающие в том числе социальные достижения учащихся.

Рейтинг@Mail.ru