Третья тетрадь
Детный мир
ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
На заметку
Домик. Это психологическое упражнение для младших школьников. Оно помогает определить, как ребенок относится к своим вещам. Расскажите ему сказку о том, как один мальчик (или девочка – в зависимости от пола слушателя) построил из песка и веточек красивый домик, в котором можно было играть и жить. Он построил его сам и очень гордился этим. Домик понравился маме мальчика, и она попросила разрешить ей поиграть и пожить в нем. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, позволит ли мальчик маме играть в нем?» Ответы скорее всего будут такими: «Станем вместе в нем жить», «Подарю домик маме». Такая реакция совершенно нормальна. Жадность этому ребенку не грозит. Но могут быть и другие ответы: «Оставлю домик себе, потому что он очень красивый», «Никому его не отдам, сам буду в нем жить», «Поиграет, а потом сломает». Такие ответы должны насторожить и подсказать взрослым, что нужно внимательно присмотреться к ребенку. Разобраться, почему он так ревниво оберегает «свою собственность».
Колечко. Игра, в которой побеждает не тот, кто захватит и удержит, а тот, кто отдаст. Игроки становятся в круг. Ведущий дает одному из них какую-нибудь красивую, интересную вещицу. Младшеклассникам – яркую игрушку, например, а старшеклассникам – украшение. Затем включает негромкую музыку. Игрушку (украшение) можно рассматривать, примерять, но надо успеть отдать ее другому игроку, пока звучит музыка. Из игры выходит тот, у кого эта вещь будет в руках, когда ведущий неожиданно выключит музыку.
Развиваем наблюдательность. Эта игра действительно способствует наблюдательности. Но в данном случае ее можно использовать ради развития другого качества – щедрости. В плоскую коробку с крышкой каждый игрок по секрету от других кладет свою любимую вещь. Ведущий открывает крышку коробки и секунд тридцать показывает участникам игры ее содержимое. Задание: перечислить, что лежит в коробке, и попробовать угадать, кому из одноклассников принадлежит каждая вещь. Игра показывает детям, как приятно и интересно не трястись над своими «сокровищами» в одиночку, а на время предоставить их для общего пользования.