Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В психологической и педагогической литературе описаны разные подходы к проблеме эмоционального выгорания, но, пожалуй, наиболее глубоко причины возникновения этого синдрома раскрыты в работах экзистенциональных психологов. Недавно в русскоязычном издании был опубликован концептуальный текст одного из самых ярких современных представителей этого направления, Альфреда Лэнгле. Статья называется «Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 2 за 2008 год).
С точки зрения Лэнгле, корни синдрома эмоционального выгорания лежат в четырех фундаментальных мотивациях человеческой жизни, без реализации которых «человек не может жить с внутренним согласием». Вот краткое описание этих мотиваций.
Прежде всего человеку необходимо иметь определенное жизненное пространство, опору и защиту. Достаточно ли мне пространства, чтобы быть? Что является опорой в моей жизни? Есть ли у меня защита, понимают ли меня?
Вторая фундаментальная мотивация состоит в потребности переживать значимые жизненные ценности. Нравится ли мне жить? Способен ли я вступать в отношения с открытым сердцем?
Еще одна базовая потребность заключается в необходимости признания ценности собственного Я. Имею ли я право быть собой, вести себя так, как я себя веду? Могу ли признать важность своего существования? За что меня уважают и за что я сам себя могу уважать?
И, наконец, четвертое фундаментальное условие полноценной жизни: обнаружение того, ради чего стоит жить. Я есть – а для чего это нужно? Кому я необходим? Где я могу чего-то добиться?
Автор также предлагает некоторые меры по предупреждению эмоционального выгорания. В частности это вопросы, которые имеет смысл обращать к самому себе. Для чего я это делаю? Что мне это дает? Нравится ли мне то, что я делаю? Хочу ли я посвятить этому делу жизнь?
Не секрет, что темы школьных проектов нередко заимствуются из методических пособий и сборников. Во многих случаях следствием подобной практики становится отсутствие интереса ученика к проектной работе. А тема, придуманная учителем совместно с ребенком, напротив, является сильным мотивирующим фактором. В статье «Управление проектной деятельностью учащихся» («СПРАВОЧНИК ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ», № 3 за 2008 год) кандидат педагогических наук А.Самохина предлагает специальные приемы, которые могут помочь в формулировке нестандартной темы. Вот один из них: выделяется проблема, предлагаются варианты ее решения, анализируются плюсы и минусы каждого варианта и выбирается либо тот, у которого больше плюсов, либо тот, у которого меньше минусов. Скажем, проблему личного бюджета ученика можно решить за счет каких-то подработок. Но у этого пути есть крупный недостаток: он порождает дефицит времени. Отсюда вытекают как минимум две темы для проекта: «Личный бюджет: проблема отсутствия доходов» и «Работающие подростки: как совместить учебу и работу». Другой прием называется «Два в одном». В его основе лежит известная закономерность: наибольшее количество открытий делается на стыке наук. В педагогической практике ходы, совмещающие знания из разных областей, тоже бывают весьма продуктивны. К примеру, тема «Экономический анализ произведений Н.Чернышевского». Но работа над проектом такого плана довольно сложна, и к выбору подобных тем надо подходить осторожно.
Как человеку, который по роду своей профессии постоянно работает с людьми, педагогу очень важно уметь преодолевать конфликтные ситуации. О том, как это делать «технологично», рассказывает доктор философских наук В.Шепель в статье «Упреждение конфликтов – главное в мастерстве общения» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 3 за 2008 год). Автор не только приводит множество рекомендаций по поведению в конфликтной ситуации, но и рассказывает правила, позволяющие не допустить возникновения потенциальных конфликтов. Какого принципа, к примеру, стоит придерживаться в споре? Индусские мудрецы в такой ситуации использовали следующее правило. Каждый из собеседников сначала излагает мысль своего противника в споре и только получив подтверждение, что правильно понял, может попытаться ее опровергнуть. Затем его оппонент повторяет суть прозвучавших возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, начинает приводить свои контраргументы.