Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Критическое мышление
и новые виды грамотности
М. 2005
Сборник подготовлен международным консорциумом РКМЧП (эта громоздкая аббревиатура обозначает международный проект «Развитие критического мышления посредством чтения и письма») и может быть интересен как давним приверженцам этой технологии, так и тем, кто знает о ней только понаслышке. В книжке собраны статьи российских и зарубежных авторов, иллюстрирующие технологию на практических примерах. Например, «Использование коммерческой рекламы для обучения критическому мышлению» американских авторов С.Бернс и Л.Левина демонстрирует, как можно «разумно анализировать рекламный материал», – а мы-то пока только ворчим и негодуем, видя и слыша на каждом шагу навязшие в зубах слоганы.
Не меньшим раздражителем многие считают поп-музыку. Прочитав сборник, вы узнаете, что и ее можно воспринимать «как вполне легитимное поле деятельности» для научного исследования «одного из аспектов истинной грамотности нынешней молодежи». Подобное занятие описано очень детально, с методическими пояснениями.
Если же у вас останутся какие-то сомнения относительно использования этой технологии, прочтите заключительную статью С.Заир-Бека «Поиски смысла и сопротивление стереотипов», где обсуждается проблема трансформации идей и внедрения их в образовательную практику разных стран.
И.Ю.Млодик
Школа и как в ней выжить
М.: Генезис, 2008
Жанр книги определен в подзаголовке: «Взгляд гуманистического психолога». Это действительно не всеобъемлющее исследование и не недосягаемо-психологические рассуждения, а заметки о школе, об учительских, детских и родительских проблемах. Именно взгляд – бывшей ученицы, мамы, практикующего психолога, вынужденного «не только исправлять последствия психологических травм, но по возможности выявлять и устранять причины, их вызывающие».
Это профессиональный, сочувствующий и, безусловно, гуманистический взгляд на школу со стороны, который позволяет чуть иначе увидеть привычную учебную действительность. Причем в разных ракурсах. Вот, например, авторская классификация, подразделяющая школы на родительско-центрированные (частные, где родители задают, определяют и контролируют все), учебно-центрированные (учитель транслирует, ученик воспроизводит) и личностно-центрированные («здесь важны не все, здесь важен каждый»). У каждой группы свои особенности и недостатки, в том числе и у последней, которая явно симпатична автору больше других.
Так же спокойно и доброжелательно автор рассказывает о традиционно сложившихся этапах школьной жизни. И в каждом обращает внимание на самые проблемные моменты. Говоря о начальной школе – на адаптацию, отметки, на то, каким должен быть учитель. И эти пожелания не вызывают привычного учительского сопротивления, ибо написаны совсем не в сурово-поучительном тоне. Например, учитель младших классов «должен обладать: терпением ангела, харизмой президента развивающегося африканского государства, стратегическими способностями великого полководца, обаянием популярного телеведущего, добротой и вниманием Матери Терезы, а также мудростью и справедливостью царя Соломона». А если учесть еще и прохождение программы, то это «практически невыполнимая миссия, подвластная только героям».
Во многие главы включены детские воспоминания автора или заметки из профессиональной практики, которые очень живо иллюстрируют размышления Ирины Млодик. Той же цели служат и эпиграфы – убийственно точные и узнаваемые («Выл на уроке». Запись в школьном дневнике).