Вторая тетрадь
Школьное дело
НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
На всякий случай
Экзамену, проводимому в форме тестов, присущи свои особенности и трудности. Поэтому педагогу, ведущему планомерную подготовку ребят к ЕГЭ, хорошо бы рассказать ученикам о некоторых правилах, рекомендованных кандидатом педагогических наук Ольгой Юркиной.
Начинать подготовку к предстоящему экзамену надо за несколько дней. Эта подготовка не должна заключаться в лихорадочном и беспорядочном чтении тех или иных разделов, которые представляются «белыми пятнами». Вряд ли это поможет в короткий срок их качественно освоить.
Предпочтительнее мысленно провести «ревизию» изученного материала, укрепив свою уверенность в том, что реально знаешь. Надо быть готовым к тому, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся знания. Обнаруженные при такой «ревизии» пробелы в знаниях по отдельным разделам содержания учебного предмета должны стать основным объектом внимания при последующей подготовке.
Ученикам следует напомнить, что некоторая часть тестовых заданий помимо знаний предполагает рассуждение, посредством которого знания не столько извлекаются из памяти, сколько воссоздаются, реконструируются, домысливаются.
Ребята должны быть готовы к тому, чтобы «создать» новые для себя знания в процессе выполнения теста. «Помнить – знать» дополняется «понимать – знать».
Выполнение теста в целом целесообразно начинать с просмотра всех имеющихся разделов, отмечая для себя легкие и трудные задания и разделы.
Приступать собственно к выполнению теста предпочтительнее с тех заданий, правильные ответы на которые не вызывают никаких сомнений. Но в любом случае необходимо пользоваться черновиком.
Сообщите ученикам, что не стоит в первой половине времени, отведенного на выполнение всего теста, надолго останавливаться на отдельных трудных для них заданиях. Двигаясь «пунктирно» от вопроса к вопросу, нужно выполнять те, в правильности ответов на которые ребенок чувствует достаточную уверенность. Когда нерешенное задание оставляется на потом, неосознанная работа над ним продолжается и, может быть, окажется результативной.
Напомните, что правильное выполнение абсолютно всех заданий встречается очень редко. Отличными считаются результаты даже при невыполнении нескольких заданий (обычно 3–4 из общего числа заданий). Так что не стоит огорчаться, если не удалось выполнить некоторые задания.
Потренируйте учеников всегда внимательно читать инструкцию по выполнению работы в целом и к каждой части теста в отдельности. От правильного понимания инструкции во многом часто зависит правильное выполнение работы в целом.
Для успешного выполнения тестов помимо собственно знаний по учебной дисциплине желательны и даже необходимы навыки, относящиеся к так называемой тестовой культуре. Что это такое? Человека с развитой тестовой культурой отличает личностная готовность к тестовой форме оценки знаний, умение организовать и предъявить собственные знания. Кроме того, тестовая культура предполагает понимание значимости всех элементов теста и тестовых заданий, в том числе инструкций к каждой из частей КИМов и к отдельным заданиям из частей В и С.
Например, в КИМах по истории России в общей инструкции к части В говорится:
«...Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй)». Но ученики привыкли писать «Николай II» (с римской цифрой и пробелом), и в результате допущения двух ошибок в записи ответ не засчитывается как верный, хотя по существу таковым является.